Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Рунет созрел для заказа панельных исследований самого себя



    Опубликовано в "Вебпланете" в феврале 2003 года
    Андрей Травин

Сетевое сообщество живет своими разнообразными интересами, но автор заметки, сидящий на своем Webrating.Ru, главной темой февраля 2003 года назвал бы статистические исследования этих самых сообществ. Очень уж равномерно события в этой сфере нанизались на самый короткий месяц года.

В феврале многие интернет-СМИ процитировали пресс-релиз исследовательской компании «Комкон», в котором говорилось, что российская аудитория Интернета по состоянию на начало 2003 года составляет всего 5 млн человек. То есть что данные «Комкона» вошли в резкое противоречие с результатами другого исследования, проведенного в сентябре 2002 года Фондом «Общественное Мнение», по данным которого уже осенью 2002 г. в России насчитывалось почти 8,8 млн пользователей Сети (а также соответствующим данным интернет-счетчиков). Иными словами обозначилось противоречие цифрам, которые инсайдерам рынка понравились. А рейтинг популярности сайтов от «Комкона», из которого следовало, что только 48% из них составляют среднемесячную аудиторию «Яндекса», а также четвертое место в рейтинге сайта Mult.Ru не оставили равнодушными инсайдеров интернет-рынка.

18 февраля 19 человек, включая «хозяев», собрались на 19 этаже высотного здания, где находится офис «Комкона», чтобы обсудить эти результаты в кругу экспертов. Ведущий — Петр Залесский («Комкон»), руководитель проекта Web-Vector.

А 25 февраля 2003 года в Москве в «Мариотте» состоялся еще один круглый стол по поводу различных методов измерения аудитории сайтов и перспектив внедрения стандартов в области интернет-измерений. Ведущий — Лев Глейзер, руководитель рекламного агентства AdWatch.

В «комконовском» заседании принимали участие, к примеру, Джан Хан-Магомедов (РОЦИТ), Федор Вирин (SpyLOG), Леонид Делицын («Рамблер»), Аркадий Волож и Елена Колмановская («Яндекс»), Григорий Шанаев (A-Net), Тимофей Бокарев (Promo.Ru) и другие. На заседании 25 февраля (оно, кстати, проводилось под эгидой РАРА) были Тим Мидоуз (Tim Meadows), основатель исследовательской компании NetRatings, Александр Ослон (ФОМ), снова Волож и Бокарев, редкие гости професссиональных тусовок — Лопатинский и Можаев («Рамблер») и многие другие. Впрочем, перечисление некоторых фамилий понадобилось лишь для того, чтобы показать: владельцы счетчиков, крупнейших порталов и агентств интернет-рекламы неожиданно активно стали выяснять, на какую из нынешних исследовательских компаний ориентироваться в описаниях количественных и соцдемографических характеристик аудитории Рунета, так и искать некоторые решения по специальному заказу исследований, нужных отрасли. И надо сказать, что после РИФа в конце марта подобные консультации будут продолжены. В этой связи стоило бы обозначить итоги обсуждения результатов исследований «Комкона», как дающих наиболее богатую пищу для обсуждения.

«Комкон» проводит свое исследование Web-Vector с 1996 года, и публикует полученные цифры постоянно. В частности, данные за третий квартал 2002 точно так же сильно отличались от названных ФОМ. Но в прошлом году общественность это не взволновало. Фактором интереса к нынешнему исследованию стала публикация рейтинга сайтов, чего не делалось в рамках этих исследований в течение последнего года. При этом в пресс-релиз ушли одни цифры, которые так шокировавшие общественность, а собственно в бумажный отчет об исследовании — другие. Разница заключалась в том, что в итоговый отчет вошли данные о посещениях сайтов только для веб-аудитории, а к примеру, те бесправные корпоративные пользователи, у которых есть только почта и иногда ICQ, в определении окончательных данных не участвовали. Этот пересчет сразу поднял результаты для «Яндекса», к примеру, с 48 до 70%.

Основной вопрос этой части анкеты звучал так: «Какими из ресурсов вы пользовались (заходили через интернет) хотя бы один раз в последние три месяца?». Далее в списке еще шли всевозможные подвопросы о частоте посещений. Как и следовало ожидать, в десятке лидеров по посещаемости оказались российские и зарубежные поисковые системы, почтовые службы, крупные порталы, новостные и развлекательные сайты. Почему-то при пересчете на веб-аудиторию из двадцатки напрочь пропал Mult.Ru. Тем не менее, итог теперь выглядит следующим образом:

«Яндекс» — 70,9%
«Рамблер» — 64,3%
Mail.Ru — 45,4%
Yahoo! — 17,6%
Narod.Ru — 12,6%
«Россия-он-Лайн» (включая «Апорт») — 12,1%
Lenta.Ru — 10,9%
Auto.Ru — 10,2%
Google — 9,7%
AltaVista — 9,6%
Fomenko.Ru — 9,1%
Referat.Ru — 8,6%
Lycos.Ru — 8,5%
Anekdot.Ru — 8,2%
MP3.Ru — 8,1%
Gazeta.Ru — 8,1%
Download.Ru — 7,7%
Computerra.Ru — 7,5%
РБК — 7,3%.
Omen.Ru — 6,8%.

В rol.ru, lycos.ru и mail.ru объединена аудитория основных сервисов портала. За бортом Top20 остались множество сайтов, которые предлагались респондентам в базовом списке анкеты. К примеру, среди компьютерных сайтов кроме представленных в рейтинге, участвовали также 3DNews, Freesoft, iXBT, Price.Ru, Freeware.Ru.

Сравнительно легко разобравшись с одним из компонентов скандальных результатов, точно также поступить со вторым его компонентом — с общим количеством пользователей Интернета — не удается.

Вообще, есть одна зацепка, говорящая в пользу того, что противоречие с данными ФОМ не слишком глубинное. «Комкон» насчитал 3,6 млн пользователей Cети в крупных и средних городах, так что здесь результаты у обоих получились сравнимыми. И тогда возникают сомнения в еще одной четырехмиллонной доле, которую ФОМ приписал сельской России (эту часть не с кем сравнить, кроме Monitoring.Ru, так как ни «Комкон», ни Gfk не занимаются так называемыми «омнибусными исследованиями», когда данные опросов собирают внештатные активисты в небольших населенных пунктах).

Вообще кардинальное отличие методик в том, что ФОМ задавал один вопрос о последнем использовании интернета. «Комкон» задает много вопросов с помощью толстой бумажной брошюры, которую люди заполняют в удобное для себя время в течение недели. А в итоге пользователь Интернета в понимании «Комкона» — это житель России, пользовавшийся каким-либо из интернет-сервисов (e-mail, ICQ, WWW) не реже одного раза в течение трех месяцев.

Между прочим, Елена Конева, генеральный директор группы компаний «Комкон», предложила в дальнейшем проводить согласованную с ведущими участниками рынка «политику» публикаций данных «Комкона», чтобы не повредить имиджу отрасли.

Прошлогоднее исследование ФОМ копировало методику NetRatings, для того чтобы впервые сравнить по одной методике интернет-население России с остальным миром. Так мы, к примеру, узнали, что в Испании 9 млн пользователей, что немного больше российских 8,8 млн.

На самом деле, такое сравнение можно проделать и с данными «Комкона». Исследования «Комкон» используют методику TGI (Target Group Index), которая применятся в 43 странах. Хотя данных по всему эту списку не было на момент заседания ни у кого из участников и организаторов встречи, есть результаты по методу TGI для лидеров уровня интернетизации в Латинской Америке — Перу (20% населения) и Аргентине (13%). На их фоне Россия выглядит почти также «бледно» (3,9% от населения в возрасте от 10 лет и старше).

В исследованиях «Комкон» проявились еще некоторые данные, которые следовало назвать. Это диаграммы об основном месте выхода в интернет. В этом месте методика опять оказалась более хитрой, чем обычно. Нужно было называть место, с которого чаще выходят в сеть. Дом и работа в такой постановке задачи сравнялись — 37,5% и 37,2%. А в некоторых городах обнаружилось неожиданное преимущество домашнего интернета. Например, в Москве 47,8% — из дома, 34% — на работе, 3,7% с мест учебы, 15% в других местах. Около 40% всех владельцев компьютеров не пользуются интернетом.

Демографические характеристики посетителей сайтов представляет наибольший интерес, так как эти характеристики невозможно получить из данных интернет-счетчиков. Тимофей Бокарев заявил, что его агентство готово покупать такие исследования за $5—10 тыс., если они могли бы служить рабочим инструментов в планировании рекламных кампаний. Пока же данные по предпочтениям пользователей для некоторых сайтов получились по очень скромной выборке (в случае с «Сотовиком» выяснилось, что все заключения делаются на основании ответов 102 человек). Проблема проведения достоверных панельных исследований, поднятая Тимофеем Бокаревым, обсуждалась значительное время круглого стола в «Комконе» и стала главной темой круглого стола, который организовала РАРА. Основной вопрос, которые интересовал присутствующих, и там, и там, звучал так: «а сколько нужно денег, чтобы получить подробные и достоверные данные об интернет-аудитории, и где эти деньги взять?»

Примерно $100 тыс потребуется на такие исследования

На круглом столе 25 января определилась кандидатура человека, который попробует пролоббировать включение этих расходов в бюджет «Электронной России». Вряд ли это получится успешно. Но первое движение в сторону обращения к государству очень оправданно.

Ну а теперь самое интересное. Вероятно, идея с панельными исследованиями Рунета, стимулированная самими участниками отрасли все-таки состоится. И самый вероятный вариант ее реализации будет проведен ФОМ на базе программного обеспечения для таких исследований, разработанного «Яндексом». Могут быть заключены какие-нибудь тройственные соглашения, если всем на рынке не удастся договориться. А это обещает интересную интригу с различными вопросами о роли «Рамблера», «Комкона» и других активных участников, которые могут при таком раскладе оказаться наблюдателями.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Копирайтер в Интернете


Хотя исторической родиной телок был вовсе не Интернет, а автомобильная реклама в бумажной прессе, вызывающие баннеры - это действительно интересная тема. Здесь балансируются положительный эффект от притока любопытных и отрицательный - от раздражения недовольных >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo