Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Аська-ньюсмейкр



    Опубликовано в "Вебпланете" в мае 2005 года
    Андрей Травин

Как известно, 16 мая 2005 года состоялась первая презентация в России представителя компании ICQ. На ней выступил Эяль Коэн, вице-президент по развитию ICQ.

До этого дня про ICQ было известно только то, что она создана в 1996 году четырьмя израильскими программистами, которые написали ее в качестве совместной игры. Выигрыш составил около 400 млн долларов. Сейчас ICQ полностью принадлежит компании AOL. Программа ICQ доступна на 18 языках, включая русский. К настоящему моменту она оказалась установленной примерно на 200 млн. компьютеров, не истратив еще ни цента на рекламу. 1 января 2005 года Rambler Media Group и Index20 стали официальными представителями ICQ в России и подписались обеспечивать продажу рекламы в пейджерах ICQ.

Оказалось, что установленная у меня ICQ 2002a — это в классификации производителя «версия Pro», а версия Lite — это все «аськи», выпущенные после 2003 года. На 1 млрд сообщений, отправленных с помощью «лайтов», сейчас приходится 170 млн сообщений, отправленных с помощью «про».

Центр ICQ находится в Тель-Авиве. «Более 50% программистов, работающих в ICQ — русские». Это цитата.

Знаменитый программист компании Parallel Graphics подвергает сомнению тот, факт, что русские программисты могли написать такой неподъемный продукт. Однако Коэн уточнил, что многие функции «аськи» целиком написаны русским программистами.

В конце встречи «русские» были упомянуты еще раз — господин Коэн сказал, что большинство из тех, кто за несколько сотен долларов продает на аукционе eBay.com короткие номера «аськи» — это тоже русские. С точки зрения юридических издержек судебное преследование асечных воров ICQ считает не целесообразным и вкладывает деньги в безопасность продукта.

Между прочим, роль русскоязычных пользователей в распространении ICQ нельзя преуменьшать. Им нужно было общаться, будучи разбросанными на разных континентах. Заодно они пропагандировали этот продукт среди своих нерусскоязычных коллег в Калифорнии, Австралии и других местах. Русские стали «дрожжами», благодаря которым начался быстрый рост регистраций ICQ. Потом такая же история повторилась с Livejournal.com. Когда весной в 2001 года в него пришли русские, его сообщество стало лавинообразно расти.

MSN Messenger — главный конкурент ICQ. В большей части ниш, если в нее приходит Microsoft, остальные собирают вещи и уходят. Microsoft конкурирует с ICQ несколько лет и пока безуспешно (хотя не про все локальные рынки нам известна ситуация с интернет-пейджерами).

Интересно, 80% пользователей ICQ в мире — люди до 30 лет. В России доля пользователей «аськи» младше 30 лет вообще феноменальная — 94%. Российские пользователи указали в своих регистрациях следующее разделение: 38% женщины и 62% — мужчины. Данные по датам рождения компания ICQ считает более или менее достоверными, потому что сервис поздравления с днем рожденья многих «обязывает» писать в этой графе правдивую информацию. Ведь глупо получить 25 поздравлений с несуществующим днем рождения и всем объяснять, что это не так.

В России ICQ пользуются уже более 2 млн. человек (речь идет про месячную аудиторию). Примерно 1,7 млн. — это недельная аудитория. А 1,3 млн. российских пользователей логинятся в «аську» ежедневно.

Географические данные о числе российских пользователей в целом берутся из IP-адресов, а не из регистрационных записей (лишь иногда по ним делается уточнение). Объявленная погрешность географической базы ICQ — 5%.

Основную долю трафика дают крупные российские города. Россияне находятся подключенными к «аське» в среднем 5 часов в день. Это сравнительно много — по статистике телевизор включен в российских семьях три часа в день.

Среднее количество пользователей в контактном листе — 30–35. Среднее количество отправленных сообщений — 50.

Таким образом, главный вывод в том, что ICQ — это четвертый в Рунете рекламный ресурс с миллионной дневной аудиторией. И нельзя сказать, что эти данные совершенно неаудируемые, «Комкон» включает «аську» в свои опросы уже несколько лет. По данным «Комкона», ICQ занимает четвертое место в Рунете по охвату как дневной, так и недельной аудитории. Причем у пятого места (Google) охват в пару раз меньше, а отставание от лидеров у «аськи» 30–35%.

B этот четвертый ресурс-миллионщик (за поддержкой которого стоит многолетний бренд) может быть использован в рекламных целях, причем агентство Index20 готово заключать контракты с фиксированной ценой на сроки до трех лет.

Версии ICQ на национальных языках имеют больший успех. И стратегия компании в том, что выпускать их и далее.

На презентации было рассказано про три будущих направления развития «аськи». Пожалуйста, постарайтесь не запутаться.

Как оказалось, примерно через месяц («ранним летом») будет выпущен совместный продукт Rambler-ICQ или ICQ-Rambler (а может быть ему придумают нормальное название)… Предполагается, что после выхода этого продукта, который будет агрессивно продвигаться через окно, всплывающее при загрузке (welcome screen), кривая роста активных пользователей взлетит до 3 млн. Новый продукт будет доступен для скачивания на главной странице «Рамблера». Там будут всяческие ко-брендинг и интеграция, то есть прямо из «аськи» будет доступ к сервисам «Рамблера».

В общемировой ICQ 5.0 главным нововведением будет возможность отсылки сообщений на SMS в обе стороны, иногда — очень дешево. В России этого пока нет, но планируется. В тех странах, где уже получилось, удалось добиться либо скидок от операторов, либо оплаты только отправленных через «аську» SMS, принимающая сторона не платит…. Собственно это в компании ICQ считают своим убийственным приложением (killer application) в клиенте нынешнего года. Хотя там будет добавлено много голосовых функций. Популярность подобных сервисов напоминает то, как люди для того, чтобы просто разговаривать, покупают телефон с цветным экраном.

Принцип ICQ — быть свободным и демократичным. Следовательно, они не подавляли всякие миранды и прочие пейжеры, использующие базу ICQ, и подавлять пока не планируют. К тому же альтернативные клиенты пока составляют незначительную часть. То же самое господин Коэн сказал про средства, которые позволяют блокировать рекламу в ICQ. Пока таких пользователей сравнительно мало, то можно ничего и не предпринимать. Тем более, что технологии самого продукта меняются.

На презентации была продемонстрирована третья «аська» (я предупреждал). Та, которая пока еще не доделана ни для мирового, ни для местного исполнения, но будет обязательно сделана и оттестирована на каком-нибудь из приоритетных локальных рынков (к числу таких рынков относится и Россия, так что у нас есть шанс). Принципиальное отличие такой «аськи» от прочих является принцип появления рекламного баннера. Когда открывается окно, то нижнего большого баннера нет. И вообще ни одного рекламного баннера в окне сообщения нет. Как только мы написали сообщение и нажали отправить, то справа появляется малоформатная реклама. Считается, что именно в этот момент пользователь смотрит на экран в ожидании ответа, то есть одновременно не занят и внимателен.

Вообще на этом можно закончить введение, чтобы сказать далее, ради чего затеяна была это встреча, где представителей рекламных агентств было больше, чем журналистов. Реклама в «аське», конечно. Люди преимущественно забыли о том, что можно рекламироваться в «аське». Правда, агентство mDigital этим занимается для своих клиентов, но результатами делиться отказывается. Index20 рассказывает о том, что CTR такой рекламы 0,1%-0,2% (в данном случае его можно назвать высоким, потому что ожидаемый CTR на порядок меньше). CPM рекламы в ICQ около 20 центов. Однако стоимость контакта в ценообразовании не участвовала. За ориентиры были взяты цены в российских баннерных сетях, например, на Mail.Ru и предложены условия не хуже, чем там. Причем с «перевесом» — чтобы роли не играли, ни 5% погрешность географической базы, ни другие подобные нюансы. Это разумный подход, потому что рекламу в ICQ принято считать не качественной. Пока это предубеждение не будет устранено, реклама в ICQ не может быть очень дорогой. Основные тарифные планы сделаны такими, чтобы размазать показы по месяцу таким образом, что частота показов одного баннера одному пользователю получилась разумной. Впрочем, Index20 открыт предложениям покупки доли трафика (четвертой доли, половины и т.п.), хотя в прейскурант подобные услуги не вошли.

Пока сайт ICQ и welcome screen не имеют русскоязычного контента, должен быть хороший отклик на русскоязычную рекламу для российских пользователей в этих местах. Но такой радости не суждено продолжаться долго — скоро и там, и там содержание переведут на родной язык. Между прочим, 5,7 млн рунетовских пользователей в месяц попадают на сайт ICQ.com, главным образом случайно, и если им форматом 728x90 показать русский лидер-баннер на первой странице среди англоязычного окружения, то отклик будет существенный.

Средний возраст российской аудитории ICQ — 25,5 лет. Но таргетинг интернет-рекламы в данном случае позволяет выбрать любой нужный сегмент, к примеру, хотите девочек 13–17 лет, получите именно их…

Кейсы и истории успеха зарубежных рекламных компаний в ICQ, вероятно, вскоре будут представлены в количестве 2–3 презентаций (сами презентации готовы, осталось поработать юристам, дабы получить согласие заказчиков).

Наиболее необычным видом является видеореклама в ICQ. Ее проводил Adidas в клиенте в нижнем окне Lite версии. Статистика показов впечатляет: 90% досмотрели его до конца, 7б 26% посмотрели повторно, и некоторое количество пользователей воспользовались возможность послать этот ролик кому-либо из своего контактного листа. Кстати, в окне 120x90 видео смотрится качественным. Но даже при готовом ролике его адаптация под ICQ оказалась весьма дорогой.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Копирайтер в Интернете


Хотя исторической родиной телок был вовсе не Интернет, а автомобильная реклама в бумажной прессе, вызывающие баннеры - это действительно интересная тема. Здесь балансируются положительный эффект от притока любопытных и отрицательный - от раздражения недовольных >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo