Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Этюды о природе человека



    Опубликовано в "Вебпланете" в сентябре 2003 года
    Андрей Травин

На фуршете «Антиспамерской конференции» единственным спиртным на столах была водка «Матрица». Отечественная. С аннотацией на бутылке почти в стиле Вачковски. Можно было бы удивиться редкостной концептуальности организаторов, если бы и они сами позднее не удивились этому совпадению. «Матрица» преследует и имеет нас? Скорее уж это можно сказать про спамеров.

Конференция стала безусловно главным событием недели в Рунете. Даже спамеры проявляли интерес, то звоня на телефоны организаторов, то устроив несанкционированную рассылку приглашения на нее, добавив некоторое количество участников своим объективным противникам. Интерес можно было спрогнозировать хотя из того факта, что на электронный журнала «Спамтест», который выходит всего несколько месяцев подписаны уже 11 тысяч человек.

Не часто акцентируется мысль, что спам — это не банальное проявление обычных мотиваций и черт, заложенных в человеческой природе, а продукт высоких технологий, как виртуальный секс, например. Спам развивается, совершенствуясь не только «вглубь», но и вширь: назовем здесь SMS-спам в качестве простейшего примера, не требующего умничать. Или взять скажем, спамдексинг — спам индексов поисковых машин. Спам таким образом — по определению непрошеная реклама посредством различных высоких технологий.

Вообще тенденция последнего времени — говорить об информационных технологиях вообще, не выделяя интернета. По слухам в октябре появятся три новых издания — «об интернете». Но даже на очередном сетевом конкурсе РОTOP впервые, кажется, не будет номинации «Электронное издание об интернете». Немногочисленные уцелевшие такие издания будут соревноваться в общей номинации «Сайт информационных технологий и телекоммуникаций».

Однако вернемся к спаму и антиспаму. Я не могу изложить в этой колонке доклады обсуждаемой конференции, но Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» был предельно конкретен, как всегда. В следующих нескольких абзацев предлагается небольшое попурри по его высказываниям на круглом столе конференции.

«Черные списки» в 2003 году уже не работают эффективно. Для рассылки спама используются совсем другие IP и сервера. А то, что много спамерских писем идёт как бы от публичных почт, объясняется тем, что спамерский софт в последнее время в поставке имеет списки фальшивых адресов для подстановки в рассылаемые письма. Естественно адреса публичной почты там наиболее распространены.

Поэтому антиспамерская коалиция ведет и будет вести борьбу по двум направлениям. Первое — борьба на правовом поле. ЗАО Microsoft готово оплачивать все расходы на иски против спамеров, а от прочих участников (среди которых владельцы четырех самых массовых почтовых служб) ожидаются технические улики. «Рамблер» также обещает лоббировать законопроект в Думе (правда, в текущий состав Думы уже опоздали).
Второе — борьба на технологическом фронте. Пока имеем функционирующие разработки антиспамерских фильтров от «Яндекса», «Рамблера» и «Ашманов и партнеры». А в планах:

1) выработка определения законных массовых рассылок и стандарта их оформления, распространение этих правил в среде провайдеров и публичных почт;
2) внедрение общей распределённой системы контрольных сумм — чем больше игроков поставят модифицированный для русского языка сервер DCC, тем точнее будет определение массовости письма и быстрее реагирование всей системы;
3) внедрение общего бесплатного сертификата для легальных рассылок (чтобы не было ложных тревог на фильтрах публичных почт и провайдеров);
4) выработка стандарта разметки почты по категориям (собственно рубрикатора, языка разметки, прочее).
Понятно, что чем больше участников, тем проще вводить подобные стандарты или внедрять распределённые технологии.

Серьезность проблемы спама можно продемонстрировать на примере почты Mail.Ru, через которую идет более 12 млн. писем в сутки. Спама приходит 75% от этого числа, то есть до 8 млн. писем. 40% всех писем фильтруется чёрными списками. Остальные 35% всех писем, которые также являются спамом, раньше попадали в ящики, а теперь их должен зафильтровать антиспамерский spamtest. После его фильтрации до пользователя долетают мусорной почты примерно 3-5% от всей массы. При этом технологически слабые спамерские конторы и индивидуальная шпана обычно отсеивается, пробиваются только несколько самых технологически-продвинутых спамерских фирм. В результате подобной гонки вооружений порог вхождения на спамерский рынок услуг был довольно сильно повышен прямо на наших глазах — с мая 2003 года. Фильтрация/нефильтрация по желанию пользователя пока не предусмотрена, так как для этого нужно ввести профиль пользователя и по приходу письма открывать его и проверять — фильтровать или нет. Когда проходит в пиках 300 писем в секунду, чтобы передергивать профиль в таком темпе требуется использовать еще дополнительный компьютер, а может даже не один. Сами пользователи Mail.Ru отправляют администрации сервиса до 70 тыс. жалоб на спам в сутки. У провайдеров и хостеров жалобы пользователей — также основная проблема, а сам спам составляет в среднем не более 3-5% от общего трафика. Провайдеры не фильтруют почту по содержанию и используют лишь черные списки.

Ровно месяц тому назад, 26 августа, почти во всем интернете не ходила почта и были потеряны миллионы писем. Тогда держатель одного из авторитетных чёрных списков Osirusoft вышел из бизнеса оригинальным способом — внёс в чёрный список весь интернет (весь диапазон IP-адресов). Смысл его «послания» человечеству остался неясным, но наверняка он не хотел лишний раз продемонстрировать уязвимость интернета. Скорее его можно было бы понимать так: провайдеры, бросайте возиться с черными списками, нужно придумать что-либо более действенное.

Одной из тем заключительного круглого стола была «борьба человека с человеком» — конечно в разрезе изобретательности спаммеров. Но звучит вполне так, чтобы можно было бы дать название этой колонки по наименованию одноименной книги Ильи Мечникова. В ней тот впервые открыл и описал инстинкт естественной смерти, из-за которого, упрощенно говоря, здоровенькими умирают и те, кто не курит и не пьет. Как известно, что с людьми не делай, они упорно ползут на кладбище. И тащат туда за собой даже такое великолепное изобретение, как всемирную сеть, у которой осталось есть только два крупных естественных врага — спам и вирусы. Спам окончательно не победить, а вирусам — уже 17 лет. Но у интернета нет инстинкта естественной смерти, в него при рожденье были заложены колоссальные возможности, чтобы выжить даже в случае ядерной войны. Но вот теперь ему надо помочь. Хотя бы немного.

P. S. Кстати, автор колонки теперь будет линковаться на адрес своей личной страницы Wolfpromotion, которая получила название по каламбуру со словом selfpromotion и в ближайшем будущем будет предназначена для попытки повторить опыт Андрея Иванова по раскрутки собственной страницы без спама индексов поисковых машин — используя только видимые особенности одного из поисковиков.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Копирайтер в Интернете


Хотя исторической родиной телок был вовсе не Интернет, а автомобильная реклама в бумажной прессе, вызывающие баннеры - это действительно интересная тема. Здесь балансируются положительный эффект от притока любопытных и отрицательный - от раздражения недовольных >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo