Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    РИФма
    Мои книги
    Статьи, обзоры, стихи
    Реальная жизнь



Андрей Травин


Новая концепция провайдинга: оригинальная и ТОРоидальная
Андрей Травин
18.02.00


"Я предпочитаю продавать свой интеллект - в виде идей, проектов, статей, исследований, консультаций - и получать за эту работу гонорары, определяемые конечным результатом, и абсолютно не зависящие от числа потраченных часов, стоптанных ботинок и телефонных звонков".


Три года тому назад я прочитал эту фразу на домашней странице Александра Милицкого. И считаю ее уместным эпиграфом к данной колонке, так как она посвящена новым нишам на провайдерском рынке. А это уже само по себе некоторое открытие. И сделать его без новых идей, проектов, консультаций невозможно.
Выбранный эпиграф тем более уместен, что в основу материала этой заметки легли мои эпизодические беседы (нынешней зимы) с Александром Милицким - директором по развитию бизнеса компании "ТОР Инфо", которая предложила уникальную на нашем рынке модель провайдинга. (При этом, насколько я понимаю, он подошел к выбору бизнес-модели проввайдинга как к новой задаче, которую надо решить).


Итак, ранее мы наблюдали крупных магистральных провайдеров, обслуживающих клиентов по конвейерному типу ("этот ушел - другой придет", "без клиентов мы не останемся") и мелких провайдеров, которые пытались предоставить своим пользователям по возможности индивидуальный подход, удержать их.
Однако в условиях 1999 года рентабельность бизнеса малоизвестных провайдеров бывала под угрозой, ведь как ни покажется странным на первый взгляд, количество мелких провайдеров в ушедшем году росло. И новые игроки этого рынка столкнулись с жесткой (на уровне ценовой войны) конкуренцией, ужесточением дефицита кадров и некоторыми небольшими, на первый взгляд, проблемами, о которых мы поговорим ниже.


Но сначала следует сказать о незаметном изменении терминологии. В 1996 году первичным провайдером назывался тот, кто имел собственный канал на Запад. В 1999 году "первичным провайдером" именуется тот, кто обладает собственной точкой входа на M9, ибо основной трафик теперь проходит внутри Русского Интернета, а в его центре - M9 - происходит некий круговорот трафика (Internet eXchange).
Получается кстати, что такие провайдеры как Golden Telecom, у которого канал за рубеж толще канала связи с российским сегментом Интернета, ориентированы не совсем по потребностям основного контингента пользователей. Однако вернемся к "ТОРу".


Для начала "ТОР Инфо" добился весьма дешевого подключения к M9 и предложил на его основе цены для вторичных провайдеров, которые, в отличии от всех остальных, не являются заградительными. Тем самым была сделана заявка на то, чтобы массово подключать и создавать новых провайдеров (под ключ). А для этого пришлось додумать самое главное - как решить несколько типичных их проблем.


Служба технической поддержки вроде должна быть у каждого провайдера. Почему-то считается что "горячая линия" - важная служба для производителей программных продуктов. Хотя как раз мой личный опыт неоднократно показывал, что либо просто не требуется звонить в службу поддержки программистской компании, либо помощь требуется, но ничего путного от горячей линии добиться нельзя. Для провайдера же служба поддержки - не формальность. Как ни стараются в последние годы сделать подключение к Интернету (со стороны клиента) удовлетворяющим принципу idiot friendly, проблемы могут возникать у каждого десятого.
Но для мелкого провайдера "горячая линия" весьма накладна, даже если обходится, к примеру, в $800 в месяц (четыре человека посменно). "ТОР" предлагает пользоваться услугами общей круглосуточной службы технической поддержки, которая работает (достаточно эффективно), к примеру, на пять провайдеров.


Еще одна проблема мелкого провайдера пришла откуда не ждали. Хотя телеконференции утрачивают с каждым годом свои позиции, однако они нужны каждому провайдеру: к нему приходят клиенты, которые у прежнего провайдера к привыкли к телеконференциям, да вообще не перевелись еще на Руси любители побеседовать в ньюсах.
Для первичных провайдеров, имеющих точку входа в M9, регулярное перекачивание свежих сообщений телеконференций не может быть большой обузой. А вот для мелкого провайдера ситуация выглядит не радужно. Все существующие телеконференции (с программами и видео) требуют трафика 30 Гбайт в сутки. 25 тысяч основных телеконференций, которые, как правило, предоставляют провайдеры, требуют 2 Гбайт в сутки. Теперь представьте, что у вторичного провайдера канал шириной 128 к, который можно основательно нагрузить одними телеконференциями.
Для избавления от описанной проблемы "ТОР Инфо" предлагает услуги выделенного объединенного сервера телеконференций на условиях предоставления его собственного виртуального адреса для каждого мелкого провайдера (к примеру, news.incomsviaz.ru).


Еще один сервис, возможно недооцениваемый именно провайдерами, а не клиентами - корпоративное выделенное подключение по локальной сети. Данная услуга ориентирована на небольшие организации, располагающиеся на территории офисных центров и имеющие сравнительно небольшие потребности в доступе к Интернету. По сравнению с традиционным для таких компаний доступом по коммутируемым линиям, данная услуга обеспечивает более высокое качество связи и скорость соединения при отсутствии необходимости занимать телефонную линию и соответствующей повременной оплаты. При этом себестоимость получаемого трафика оказывается существенно ниже по сравнению с телефонным доступом.


Создание провайдерских узлов под ключ - это вообще бизнес, которым мало кто занимается. Я выражаюсь предельно осторожно, однако не знаю никого другого, кто занимался этим кроме ТОРа. Для создания новых ISP требуется техническое содействие профессиональной команды. К примеру, в Москве достаточно много профессиональных команд, но они работают на конкретного провайдера и никак не предлагают (или не могут предлагать) свои услуги конкурентам. Ситуация такова, что, наверное, скоро будут нанимать в новые московские ISP знатоков UNIX из регионов. "ТОР-Инфо" как раз предлагает услуги московских профессионалов для создания новых провайдеров.


Есть еще несколкьо интересных связок, по поводу которых есть новые идеи: инвестор - провайдер, новый провайдер - аутсорсинг и др. На этом можно было бы закончить. Однако хочется немного поговорить по поводу, можно сказать, концептуального высказывания Настика Грызуновой. В одном из последних "Неводов" ею было написано буквально следующее: "В "РИФме" опубликована статья исполнительного директора РОЦИТ Джан Хан-Магомедова "Что мы ждем от РИФа?" Что мы ждем от РИФа? Да ничего. Мы уже вообще ничего не ждем. А впрочем, нет. Смотрите, как смешно: "Оргкомитет объявляет 50-процентную скидку за участие в РИФе ПРОВАЙДЕРАМ (ISP) - основной движущей силе Интернета". Тема форума при этом - "Интернет - новый фактор российской экономики". То есть форум явно ориентирован на контент-провайдеров, скидки при этом - провайдерам доступа. Какой-то вялый идиотизм. Впрочем, хозяин - барин; РОЦИТ как организатор предоставит скидки тем, от кого желает добиться любви и нежности. Из... комментария Андрея Зотова по поводу встречи с Путиным недвусмысленно ясно, что любовь с контентом в планы РОЦИТ не входит".


Джан Хан-Магомедов - не постоянный автор РИФмы и соответственно, может быть, не найдет времени и желания ответить. А от себя хотелось бы сказать несколько слов. То место, где обыгрывается название РИФа - это вообще сплошная демагогия и ответа не требует. Названия РИФов берутся чуть ли не с потолка, просто "чтоб было". С таким же успехом можно было делать выводы из названия предыдущего РИФа, где еще в 1999 году было что-то про XXI век, которого мы все до сих пор никак не дождемся.


Говоря же по существу, РОЦИТ - организация, которая объединяет потребителей и поставщиков услуг Интернета, причем самых разных поставщиков. Но в числе его учредителей действительно много провайдеров. Это случилось по двум причинам. Одна очевидная - в 1996 году, когда создавался РОЦИТ в Интернете и были фактически только сервис-провайдеры (правда, один из них - "Россия-он-лайн" много внимания уделял изготовлению контента). Вторая причина - громко говоря, историческая. Люди, которые стояли у истоков этой организации пришли из компьютерного бизнеса. Кстати, на деятельности РОЦИТ оба этих фактора сказываются не чрезмерно сильно. А вот на РИФе докладов провайдеров действительно больше, чем докладов представителей медиабаинговых агентств. Но для последних имеется другая конференция - интернет-маркетинг.


Для тех. кто не поедет на РИФ, рекомендую "Независимый обзор провайдеров" (кто сказал "в качестве утешения"?). В идеале - это портал по провайдинговому бизнесу. Но уже теперь там появляется кое-что, выходящее за рамки обзора цен и количества модемных пулов. До 2000 года там была команда, которая вела этот проект на чистом энтузиазме. С активной ее частью А. Милицкий договорился о совместном ведении этого проекта. Денег "ТОР-Инфо" туда не вкладывает, но инвестирует рабочее время и технологические мощности. Конкретно "ТОР" предоставляет участникам команды доступ по dial-up, а вебмастер "ТОР-Инфо" рисует и подготавливает в формате HTML страницы для этого проекта в рамках своих непосредственных служебных обязанностей. "Обзор" действительно "независимый" - в нем свободно публикуются пресс-релизы и новости всех компаний, которые считают нужным их присылать. А реклама под видом информации не публикуется принципиально. Сейчас этот проект будет сливаться с несколькими региональными проектами аналогичного содержания. Что же до хостинга, то пока "Независимый обзор" живет на "Зеноне".



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Находки


Это мой первый блог, сразу после которого начался мой второй блог - "РИФма" >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo