Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    РИФма
    Мои книги
    Статьи, обзоры, стихи
    Реальная жизнь



Андрей Травин


Особенности национальной и-коммерции
Андрей Травин
10.02.00


На первый взгляд тематические конференции рекламно-издательской группы «Фантазия» и семинары РОЦИТ отличаются тем, что в последнем случае нет заключительного фуршета. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что рассылка РОЦИТ охватывает практически всех заинтересованных лиц. Что же касается приглашений на семинары «Фантазии», то они все-таки имеют охват междусобойчика. Может быть, ограниченность круга приглашенных связана именно с проведением «Фантазией» фуршетов. А может быть, они просто не умеют организовать грамотную и деликатную рассылку приглашений нескольким тысячам специалистов.


Но в любом случае круг выступающих на конференциях «Интернет-маркетинг», семинарах РОЦИТ и РИГ «Фантазия» примерно одинаков. И я был реально потрясен тем, что я услышал на конференции «Интернет-торговля», проведенной «Фантазией» в Доме ученых в начале февраля. Провал, полный провал! Так и только так можно в общем виде охарактеризовать это мероприятие. Что особенно обидно, это случилось спустя всего неделю после грамотно проведенной там же конференции по электронным платежам.


Кстати, еще одно отличие семинаров РОЦИТ и «Фантазии» в том, что фонограмма выступлений записывается и там, и там. Но вот расшифровку удается обнаружить только на сайте РОЦИТ. Поэтому при необходимости буду цитировать конференцию «Интернет-торговля» по памяти.


Хочется начать с хорошего. На конференции было объявлено от открытии проекта Torg.ru, который реально начал работать с 1 февраля 2000 года. Это проект компании Port.ru, на сайте которого находится переложенная в удобный для восприятия через веб презентация, рассказывающая об этом проекте. (Я так подозреваю, что это - отголоски агрессивного доклада-анонса, прочитанного на прошлогодней конференции интернет-маркетинг).


Для тех. кто не хочет листать эти страницы, передаю основной их посыл: «Посетители пока ничего не платят, но могут и хотят (по данным Гэллапа, 40% уже готовы покупать в Сети)». Чтобы взять с них денег – им надо дать товары. Port.ru приносит в эту сферу два недостающих компонента - «правильную концепцию и необходимое финансирование». Напомню, что это было изложение, которое поначалу кажется понтовым, и не более того. Хотя конкретное указание на то, что на проект есть деньги и не маленькие, отчасти интересно. Потому что идея Torg.ru "слизана" c проекта shopping.yahoo.com, а первый полуплагиат этого проекта был сделан в декабре 1998 года автором этих строк. Он назывался «Новогодние подарки в каталоге Ау!» и был реализован с вложениями в проект $0.00 (точнее затраченные несколько десятков долларов за изготовление баннера для этой страницы были полностью «отбиты» размещением рекламы новогодней распродажи компьютеров Inel). Десятки категорий магазинов были "заменены" в нем ссылками на соответствующие аннотации сайтов в каталоге «Ау!». Короче, были продемонстрированы практические возможности каталога-рубрикатора (а насчет покупательного эффекта я ничего сказать не могу).


Реальный торговый портал Torg.ru (GTS - Global Trade System) имеет сейчас 9 электронных магазинов и каталог с более чем тысячею категорий. Его ближайшая цель - «привлечь к единообразной схеме работы большинство участников рынка». Для этого размещение первых магазинов производится бесплатно (и всегда будет оставаться бесплатным для пионеров этой "Глобальной Торговой Системы"). Менеджер по маркетингу этого проекта Александр Крайнов сказал на описываемой конференции, что поскольку каталог должен быть заполнен тысячею магазинов, в случае отсутствия нужных кандидатов Torg.ru сам будет подыскивать либо существующие онлайновые магазины, либо предлагать офф-лайновым магазинам нужного профиля их создавать. И только позже Torg.ru планирует делать деньги на арендной плате для вновь приходящих магазинов, а также на так называемой «внутренней рекламе».


Подобный подход в ограниченных масштабах применяется компанией TopS. Ее представитель Марина Токарева рассказала, что устоялась даже терминология таких услуг: веб-витрина (простая аренда мест) и электронный магазин (построенный для клиента по технологии Intershop, которая в свою очередь была разработана компанией Tops на базе западных технологий и потому доставляет клиентам неудобства своим английским модулем Back Office).


Александр Красников (Книжная лавка "У Сытина") справедливо заметил, что в электронной торговле покупателя привлекают: а) скидки и б) удобства. Russian Story, представляющая за рубежом многие российкие книжне магазины, берет 15% с оборота, если дать еще и 15% скидку, то становится невыгодно торговать книгами. Хотя, скажем, для страховой фирмы - 15% скидки совершенно не проблема.


Александр Ассиновский (книжный магазин Библио-Глобус) не менее справедливо указал, что самое главное в электронной торговле книгами, это мощные возможности поиска, а не возможность совершения мгновенных покупок.


Конференция показала, что ее могут испортить «мелкие сошки»: самый продолжительный доклад был сделан от лица фирмы в "полтора человека", пытающейся торговать через Интернет отечественными голограммами на Западе.


«Увядали уши» слушателей во время доклада зав.сектором департамента платежных систем и расчетов Центробанка РФ Андрея Шамраева. Он описывал умозрительный «трезубец», который олицетворяет объединение усилий основных трех групп участников рынка электронной коммерции (не уточняя, куда он воткнется - в бок потребителя или в бок государства). Впрочем, одно из его высказываний мне очень понравилось: «Американская экономика своей прозрачностью напоминает аквариум. Российская же экономика напоминает горшок, в который можно заглянуть только сверху».


Ожидаемый мной разговор про электронную торговлю business-to-business (B2B) не получился. От царившей в зале скуки я придумал англоязычный вопрос-каламбур, уже решенный для американского интернет-рынка и еще остающийся открытым для российского: «B2B or not to be?».






 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Находки


Это мой первый блог, сразу после которого начался мой второй блог - "РИФма" >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo