Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    РИФма
    Мои книги
    Статьи, обзоры, стихи
    Реальная жизнь



Андрей Травин


Коммерцию душит содержащаяся в ней утопия
Андрей Травин
10.01.01

Вот и завершился год, разчертивший наше киберпространство вертикальными, горизонтальными и диагональными порталами, год, до сих пор никем не описанный с точностью геометра.
По поводу итогов года Антон Носик опять меня опередил, но, кроме выражения "дамоклов прогноз" по отношению к так и не введенной в столице "повременке", на этот раз ничем не запомнился. Инвестиционные итоги года обозначил Дэвид Гандлер - по мотивам пресс-релиза своей компании (и как следствие в невыигрышном жанре "констатирую факт"). Статистика интересов в ушедшем году, как всегда, нашлась у Яндекса. А вот где же оценки от гуру зоны ru?

Интернет развивается столь стремительно, что заметки об итогах, скажем, 98-го года теперь лишь пыль, прах и мишура. А интересных статей на тему результатов двухтысячного пока не замечено (я говорю о России, так как не ощущаю сильного влияния мировых итогов). Может быть, особенностью момента является то, что настоящая информация об интернет-рынке теперь стоит денег? Кстати, когда в последнюю осень мой друг выложил на своей персональной странице собственные наблюдения Русского Интернета, довольно скоро к нему обратились неизвестные люди с предложением выплатить $3000 за то, что он эту страницу уничтожит. На том и порешили. Вот это, я понимаю, трезвые оценки.

Подводя итоги года, никто пока не сказал, по крайней мере, о двух взаимосвязанных "вещах". Во-первых, несмотря на открытие новых сайтов, сильно изменивших пейзаж Рунета, его рельеф (определяемый счетчиками-рейтингами) практически не изменился, ведь по-прежнему наиболее популярны проекты, созданные в девяностые годы: Lenta.ru, Anekdot.ru, Fomenko.ru, РБК... Во-вторых, 2000 год почти не поменял наши закладки. Правда, интернет-профессионалы сделали три новых: Clicks.ru, RICN и Нетоскоп. Также появилась возможность восстановить закладку на Инфобизнес-онлайн, закрытый Мендрелюком в предновогодние дни 1999-го.

Ситуация с "Кто есть кто?" в русском Интернете стала еще запутанней. Но, во всяком случае, очевидно, что ключевые игроки интернет-рынка занимаются тем, чем им интересно, независимо от случающихся перемен и потрясений.
Самым знаменитым человеком Русского Интернета 2000 года стал менеджер интернет-проектов, постановщик задач и креативщик Алекс Экслер. А пустивший дело на самотек Артемий Лебедев, на этот раз перестал главной знаменитостью нашей сети (конечно, речь идет о сетевых забавах, но весьма симптоматичных). И Артемий никогда не расскажет, переживал ли он по этому поводу.

Пока компания имени Арт.Лебебедева изготавливала сайты для солидных фирм внутри Садового кольца, некоторые другие отечественные веббилдеры сделали упор на проектах в жанре business-to-business (включая зарубежные). В этой области не бывает бума как такового, в этой сфере не работают в расчете на последующую перепродажу ресурса, а всерьез думают о скорой окупаемости проектов. За такими сайтами стоят предприятия с огромными ресурсами. В этой связи хочется упомянуть о том, что компания V6 (сотрудники которой традиционно принимают участие в обслуживании РИФа) кардинально изменила имидж. Теперь V6 - преимущественно программистский коллектив, выполняющий заказы на разработку сложных сайтов, многие из которых очень четко попадают в категорию B2B.

Пришла пора отметить, что название нынешней колонки пародирует четырехлетней давности статью в Zhurnal.ru "Задушит ли коммерция утопию?". Как было обещано в предыдущем выпуске, мы продолжаем оглядываться назад - на более или менее современном материале.

Две точки отчета будут сегодня даже располагаться в недалеком будущем: 31 января прекратит существование Интернет-магазин сооснователя Microsoft Пола Аллена и совсем скоро - 19 января - исчезнут европейские филиалы электронного магазина игрушек eToys, которая одновременно увольняет и 70% своих американских сотрудников.
Эта компания была зарегистрирована в 1996 году, в 1997-ом изменила имя и домен на etoys.com, в 1999-ом была оценена на бирже почти в $8 млрд.
В качестве причин приближающего краха руководство компании ныне называет три, и среди них ни одной правдивой. К тому же не указана та причина, которая "работает" с тех пор, как компания eToys вляпалась в самый шумный скандал Интернета прошедшей зимы. Я имею ввиду восемьдесят дней судебной войны за доменное имя: конфликт eToys и Etoy, противостояние торговли и искусства, денег и сетевого этикета.

Напомню, что агрессором в этой войне выступила компания eToys, "напав" на компанию Etoy, объединившую несколько европейских художников вокруг "идеи антикорпоративного искусства" (в 1994 году она была оформлена юридически, а в 1995 году она зарегистрировала свой домен etoy.com).

eToys давно мечтала об избавлении от нежелательного доменного соседства, ведь множество будущих покупателей забывало напечатать последнюю букву в адресе и в результате в поисках плюшевого мишки натыкались на сайт авангардистов, где как-известно можно встретить все, что угодно, вплоть до крепких выражений. Осенью 1999 года eToys подала иск на компанию Etoy, обвинив "соседей" в том, что они, запутывая покупателей схожестью торговой марки, заманивали их на свой сайт и предоставляли информацию, содержащую ненормативную лексику и порнографию. В конце 1999 года суд вынес предварительное решение о закрытии в домена etoy.com.

Компания Etoy организовала сопротивление: провела успешную пресс-конференцию в Музее современного искусства в Нью-Йорке и стала публиковать в Интернете свои пресс-релизы. В декабре 1999 года множество солидных изданий и известных людей представили мировому сообществу eToys в качестве душителя сетевых свобод. С того времени началось падение курса акций eToys, кстати продолжающее до сих пор (сетевое искусство требует жертв). 24 января 2000 года Etoy объявила электронную войну eToys с помощью участников игры Toywar: полторы тысячи активисты компании (в форме персонажей конструктора Lego) забрасывали электронными посланиями сотрудников и инвесторов Etoys с предостережением отказаться от дальнейшей борьбы. Уже на следующий день противник сдался, судебный иск отозван, домен etoy.com вскоре открыт, а на нем устроен виртуальный парад победы.

Нынешней зимой на сайте etoy.com можно обнаружить новую композицию - эхо прошлогодней войны. Она призвана способствоваться тому, чтобы рождественский бум никак не способствовал улучшению дел компании eToys. Теx 20 тысяч потенциальных покупателей, которые ежедневно забывают напечатать последнюю букву в адресе etoys.com, встречает издевателькая надпись: "мне нравится полная коммерциализация сети, но я хочу посетить магазин компании, которая действительно понимает значение Рождества". После ее нажатия посетители в конце концов попадают в электронный магазин игрушек ZanyBrainy.com, а на eToys - только в случае, если соглашаются на сгорание венчурных инвестиций.

Между прочим, по крайней мере 210 интернет-компаний уже прекратили работу в прошлом году, что означает сгорание $1,5 млрд. инвесторских средств (это показало исследование, проведенное компанией Webmergers.com). Половина закрывшихся интернет-компаний как раз занималось торговлей.

А у нас 29 декабря сгорел российский электронный книжный магазин oxiris.com. Сгорел в real life, хотя пожар символично начался с бухгалтерии.

А в интернет-магазине Boomerang.ru с осени работает Call Centre. Это значит, что любой товар, представленный в магазине, можно заказать по телефону. Услуга рассчитана на людей, у которых временно нет выхода в Интернет или тех, кто не в состоянии набрать интернет-адрес магазина без ошибок. Подобное сращивание с реальным миром очень пригодилось в новогодние дни, когда часть людей еще в состоянии была говорить, но уже не попадала по клавишам.

Заметки.ру подвели итоги голосования по определению двадцатки самых-самых в Рунете. В голосовании приняли участие без малого полторы сотни интернет-профессионалов, каждый из которых предложил свой ее вариант. В номинации "Похоронщик года" "прокатили" самоназначившую себя могильщиком старого медийного рынка Страну.ру (которая c осени 2000 года пиарит нашу родину, истратив на проект предположительно ее же $8 млн.). Победил же в указанной номинации могильщик проекта Pole.ru Дмитрий Дахновский, а третье место было отдано автору этого обзора. Что касается меня, то я, пожалуй, следую совету восточного поэта: "сиди спокойно у ворот, ведь жизнь еще долга - ногами вынесут вперед труп твоего врага". Пока часть проектов, которых "проносил" поток байтов перед моим взором в ушедшем году, вызывали сожаление. Но не более того. И есть еще немало живых и хороших. На этой оптимистической ноте и закончим.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Находки


Это мой первый блог, сразу после которого начался мой второй блог - "РИФма" >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo