Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    РИФма
    Мои книги
    Статьи, обзоры, стихи
    Реальная жизнь



Андрей Травин


Статистика, эротика и экзотика
Андрей Травин
27.12.00

Основной рефрен обозрения РИФма: интернет-сообщество сформировалось, "пора, так сказать, оглянуться назад... Подвести итог. Сказать что-нибудь дельное". Событий или юбилеев, побуждающих к этому предостаточно. Четырехлетие "Вечернего Интернета" было использовано именно для этой цели самим автором. А нам неплохой повод оглянуться дает удачная презентация в Александр-хауз нового исследования "Интернет в России/Россия в Интернете" (заказчик - Страна.Ру", исполнитель - Фонд "Общественное мнение"). Эта презентация получилась немного эротичной...


"Ложь, большая ложь и статистика"

Как известно, эротизм некоторых маркетинговых исследований заключается лишь в том, что клиента... обманывают. И на этот раз не обошлось, к примеру, без легкомысленных заявлений об уникальности представленной информации... Впрочем, все началось с того, что открывший презентацию Глеб Павловский указал, что образовавшиеся пустоты в общественном сознаниии немедленно заполняются мифами, изящно порассуждав о политическом пиаре и разврате. Далее президент ФОМ Александр Ослон рассказал, что было выделено четыре группы пользователей в зависимости от их активности в Интернете, к примеру, верхние активные (30%) и нижние пассивные (25%), которых соответственно обозначают респондентов, пользовавшихся Интернетом более 15 дней в месяц и респондентов, которые не выходили в Сеть в последний месяц. Когда же он указал, что 11,2% всех опрошенных "могут, но не хотят" быть в данный момент пользователями Сети и что половину среди них составляют мужчины, то название последней группы легко вспомнилось из хрестоматийного анекдота.

Среди всех комментаторов этого события, я оказался поначалу единственным, кто упомянул в этой связи отчеты РОЦИТ (имея ввиду как прошлогодний доступный теперь бесплатно ежегодный отчет Услуги Интернет в России-99, так платный аналитический обзор РОЦИТ Российский Интернет 2000): "Исследовательские фирмы Comcon-2 и Monitoring.ru основывают свои данные на личных интервью, Gallup опрашивает пользователей по телефону, РОЦИТ собирает ответы провайдеров и поставщиков интернет-сервисов, а затем поверяет/корректирует полученные сведения с помощью экспертов и отчетов исследовательских фирм". Именно этот сравнительный абзац позаимстовавал у меня Юрий Грановский для своей статьи в "Ведомостях" от 22.12, и я опосредованно (и невольно) сделал рекламу отчету, на который собирался ссылаться в РИФмах 2001 года.

Можно отметить, что в онлайн доступны как демонстрационная, так и полная версии отчета ФОМ, ссылаться на который тоже имеет смысл.

А вообще выгодно не только торговать отчетами по $700 за штуку, но и делать их публично доступными. ФЭП второй раз демонстрирует нам, что свободная публикация отчетов привлекает большое общественное внимание: сначала - exit polls, теперь - "Интернет в России".


"Свободы люблю озон"

Почти одновременно с рекордным увеличением озоновой дыры над Антарктикой, зарегистрированной специалистами НАСА в октябре 2000 года, электронный магазин "Озон" стал, наконец, чуть-чуть прозрачнее. Весной он вообще не имел публичных счетчиков, зато с осени участвует в Spylog (как ни странно, в ноябре резко уменьшилась и озоновая дыра). Теперь мы смогли убедиться, что Озон на самом деле является самым посещаемым интернет-магазином Русского Интернета (4-7 тысяч хостов). А 12 декабря этот магазин поставил, как я полагаю, рекорд отечественной электронной коммерции - 500 заказов в день. Именно Озон называет, к примеру, Эстер Дайсон в качестве синонима russian e-business на страницах в Аmerica's Largest College Magazine. При этом данный магазин (в смысле Ozon, а не magazine) терпит настоящие муки и-коммерции из-за своего нестоличного происхождения. Имея склад и персонал в Питере, а основную массу поставщиков и покупателей в Москве, этот виртуальный магазин вынужден начинать снимать квартиры для своих сотрудников в столице. Однако полностью перевести персонал в Москву - процесс, слишком болезненный, чтобы его можно бы считать ближайшей перспективой.

В этом контексте предлагаю читателям обратить внимание на интернет-магазин Boomerang.ru, который изначально был спланирован в преодолении описанного недостатка "Озона". Движок у Бумеранга также питерского производства, а вот менеджеры, реально "формирующие заказ" - в Москве. Кроме того, Boomerang.ru отличает бесплатная доставка по Москве в течение двух суток и отсутствие собственного склада (иными словами магазин имеет виртуальный склад). Это не слишком удобно в новогодние дни, когда начинаются длинные каникулы у большинства поставщиков. А вот в остальном - это самый правильный из известных мне бизнес-процессов для обеспечения низких цен на товары (я по-прежнему говорю только о русском и-бизнесе).


Самый непохожий сайт 2000 года

23 декабря произошло обновление дизайна сайта "БиОнЛайн", который стал еще больше похож на декстоп Windows или MacOS. Для тех, кто его не заметил, скажу, что это - сервисный сервер персональных цифровых услуг. Главная из них - отправка и прием сообщений на SMS-номер. В настоящий момент на БиОнЛайн более всего практикуется подписка на различные каналы. Среди них имеются как всем известные новостные агентства типа Прайм-ТАСС и РБК (малопопулярны и очень "многословны"), так и эксклюзив, к примеру "шендевры" - высказывания писателя-сатирика В. Шендеровича (а на очереди высказывания поэта В. Вишневского).

Историческое отступление: в мае 2000 года, когда Port.ru решила покатать сетевую элиту на речном трамвайчике, та принялась плотоядно обсуждало близкое открытие (в июне) портала БиОнЛайн на предмет покушения на его "раскруточные" рекламные бюджеты. Но в итоге никому "не обломилось".

На состоявшейся 23 декабря пресс-конференции президент A.Partners (и по совместительству заместитель руководителя проекта "БиОнЛайн-Портал") Алексей Пригожин объяснил причины, по которым ведущие рекламные площадки Русского Интернета не дождались заказов на рекламу от "БиОнЛайна". Наиболее существенная и очевидная из них такова: использование абонентской адресной базы пользователей БиЛайна для информирования аудитории о новом сервисе компании несравнимо прицельнее, чем поиск потенциальных потребителей таких услуг при рекламе в Интернете.

В конце декабря в качестве персонализированной рекламы "БиОнЛайн" предложила "Ночи в стиле Би". 16 декабря 40 тысячам клиентов "БиЛайн" пришло на мобильный телефон SMS-сообщение о начале данной программы. К сожалению, по техническим причинам "БиЛайн" не мог разослать все сообщения одновременно. Тем не менее, только первые 500 зарегистрировавшихся абонентов смогли принять участие в этой интерактивной игре. Следуя указаниям, приходящим на телефон, участники программы посещали в течение 4 дней все заведения, обозначенные SMS-сообщениями. PR-компания была хорошо продумана. К примеру, в один из дней игры можно было бесплатно выпивать коктейли нескольких московских клубах, последовательно указываемых посредством SMS-сообщеннмий, добираться до которых было достаточно быстро и удобно для владельцев автотранспорта.

Те, кому удалось посетить все такие мероприятия, собрались 23 декабря на вечеринку "Анти-Новый год". Попавшим из зимы в лето гостям дарили на входе панамы, на разогреве публики бил в барабаны ансамбль африканской музыки "Sun Music". Среди развешенных на скотче кокосов и ананасов, а также в компании с сытым удавом с пастью, на всякий случай заклеенной тем же скочем, состоялся финальный розыгрыш путевки на сафари.

Впрочем, оригинален был вовсе не антураж. Сам факт появления в условиях, когда все делают WAP-сайты и ими почти никто не пользуется (то есть приходит порядка 60 посетителей в день), востребованного (до 15 тысяч хостов) сайта SMS-услуг - это удача, это оригинально, это конкретное различие стиля работы иерархически-бюрократической родительской компании и ее молодого подразделения.


Прощай XX век

Как сказал знаменитый современный поэт Салман Рушди, "в мире нет ничего постоянней, чем перемены". В новом году РИФма будет не столько цитировать поэтов (хотя название обязывает!), но еще в течение двух с половиной месяцев оглядываться назад, чтобы подвести итоги перемен (очень промежуточные, как легко догадаться). Первым человеком, который сумел сделать это за деньги, оказался Евгений Горный, который недавно выложил третью исправленную версию своей "Летописи русского Интернета: 1990-1999". Любопытно, что в ней последовательно выдерживается недекларированный принцип называть только тех первопроходцев, чьи детища впоследствии получили развитие. К примеру, в ней не упомнут Д. Алтухов, сделавший первый баннер, первый журнал и первый каталог в Русском Интернете. Кстати, среди первых каталогов не назван не только www.ru, но и weblist.ru (история этого жанра начинается у Горного с "Ау!" и "Созвездия Интернет"). Таким образом, писать историю в ретроспекции гораздо экономнее. Вот и я собираюсь написать за отпущенные мне десяток выпусков РИФмы историю Рунета 2000 года (которая еще не написана Горным), используя для еще большей экономии сил обратный отсчет.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Находки


Это мой первый блог, сразу после которого начался мой второй блог - "РИФма" >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo