Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    РИФма
    Мои книги
    Статьи, обзоры, стихи
    Реальная жизнь

Андрей Травин


Какой проект в Русском Интернете самый дорогой?
Андрей Травин
15.03.00


Сегодня открылся РИФ. Сегодня собравшиеся лидеры интернет-бизнеса мысленно и публично меряют успехи коллег. Пока у нас, как и в США, задорого продаться считается успехом.

Артемий Лебедев публично заметил прошлой осенью: "Сейчас в Рунете самый дорогой проект - это Rambler. По оценке инвесторов, здесь он стоит миллиона три - пять". Когда Rambler уже зимой обрел инвестора, заговорили об инвестициях в $30 млн., хотя не все в это поверили.


В ноябре 1999 г. состоялась пресс-конференция руководителей мультипортала "Кирилл и Мефодий". В своем докладе генеральный директор компании "Кирилл и Мефодий" Вячеслав Рудников сказал фразу, которую стоило бы процитировать по этому поводу. По его словам, он не видит веских причин продавать свой мультипортал за $3-5 млн. Если же речь пойдет об одном-двух десятках миллионов долларов, тогда стоит начинать об этом переговоры. В феврале 2000 года Рудников ездил в США, где, в том числе, вел переговоры о продаже сайта "Кирилл и Мефодий". О результатах этой поездки он никому не рассказал.


Когда заговорили об инвестировании Polit.ru, то всплыла сумма сделки $2,5 млн. Правда, в конце концов сделка не состоялась.


Трудно оценивать интернет-проекты, ценность которых большей частью состоит из нематериальных активов. Еще сложней оценивать проекты трудоемкостью в один человеко-год. За Fomenko.ru было предложено $200 тыс...
Однако хочется закончить с этой лентой слухов.


Денежные и интеллектуальные вложения в проект не являются самым весомым фактором в оценке инвестиционной привлекательности.
А что является? Вероятно, 99 % читателей знает самый общий ответ - ожидаемая прибыльность. Прошлой осенью Герман Клименко озвучил то, что я бы назвал "вульгарным изложением оценки стоимости интернет-проекта". "Вульгарным" - в первоначальном смысле этого слова, т. е. изложенным для простых людей ("простых, как три копейки"), а не для инвесторов. И озвученным для того, чтобы каждый владелец страницы оценил ее стоимость. Между тем, для владельцев страниц это - не более, чем игра, ведь всерьез можно рассматривать "находящимися на выданье" сайты с посещаемостью 2 млн. в год и выше. Маленькие проекты могут рассчитывать не на инвестиции, а лишь на гранты, которые ввиду ограниченности средств также выдаются только перспективным с точки зрения раскрутки проектам.
Вот изложение методики Клименко- с незначительными сокращениями за счет малоинформативных примеров. Итак, сайт показывает в день X рекламных баннеров, на себя тратит 70% заработанных баннеропоказов, а оставшиеся 30% может продавать. Предположим, что он продает все показы из коммерческого фонда, хотя и по цене "черного рынка" - $0,5 за тысячу показов. Отсюда высчитывается его прибыльность в год Y=0,3*X*$0,5*365. Инвестор хочет получать в год 20% на свои вложенные деньги, то есть Y=0,2*Z (где Z - вложенные деньги).


"На эту цифру [Z] влияет еще несколько факторов. Российский Интернет является "растущим", поэтому необходимо учитывать как коэффициент прироста посещаемости ресурсов, так и стоимости показов баннеров (даже по "демпинговым" ценам.) Если предположить, что за год объем рекламных площадей увеличится в два раза (что более чем реально), а цена за тысячу баннеров повысится до 0,8 долларов", то стоимость ресурса увеличится на легко вычисляемый довесок. "Также обязательно необходимо учитывать премию инвестора за "российский риск", которая примерно на 30% понизит стоимость ресурса. Наконец, бессмысленно покупать ресурс без той сложившейся команды, которая над ним работает (а ее нужно оплачивать)".


Понятно, что продавать все избыточные показы почти никому не удается. Но обсуждать такие грубые конструкции (тем более изложенные в оригинале на уровне стеба), пожалуй, ни к чему. Реально конечно, расписывается таблица доходов и расходов на 3-5-7 лет, баланс проекта и движение фондов по всем статьям. Впрочем, это относится к обычной практике заявок на венчурное инвестирование. В Интернете достаточно трудно смотреть на 3 года вперед, поэтому больше ценится подробный план на первый и второй год развития проекта.


Клименковская методика была озвучена как раз в то время, когда готовилась продажа сайта Omen, первоначально сделанного 20-летним кустарем-одиночкой в Лексиконе для DOS. Озвучена сразу на его примере. За сколько денег фактически был куплен этот проект, мне пока узнать не удалось. Когда же был куплен Comnews.ru, не применялись никакие "научные" способы оценки проекта. Сайт не генерирует значительного трафика, также не приходится говорить о покупке технологий и персонала по причине отсутствия оных. Была приобретена уже имеющаяся база подписчиков продаваемого проекта и устранен потенциальный конкурент.


Упрощением в описанной оценке Г. Клименко является рассмотрение сайта как объекта, приносящего прибыль благодаря рекламе. А это не удается, например, ведущим западным порталам, которые несмотря на предрекания близкого краха, по-прежнему, живы и даже неплохо себя чувствуют. Просто наряду с заботой о росте аудитории путем предоставления бесплатных услуг, владельцы ведущих систем стали искать способы зарабатывать деньги не только на продаже рекламы.


Например, использовать доски объявлений, где бесплатно пользователь может опубликовать только ограниченный объем информации и только на ограниченное время. А база коммерческих предложений будет платной для рекламодателя. Наиболее интенсивно развиваются различные формы электронной коммерции. В частности, все на том же Yahoo! в последнее время очень активно функционируют аукционы.


Не удивляйтесь. если на имя вебмастера вашего сайта придет письмо с выражением интереса от, скажем, Morgan Chase Group - она любит "пощупать" крупные русские интернет-проекты на предмет их самооценки. Но русские интернет-компании вряд ли сейчас получат легкие инвестиции, хотя возможно это - предмет для дискуссии.
Для описания совершенных и готовящихся сделок по интернет-проектам создан специальный почтовый лист-рассылка "Новости российского интернет-контента", дай бог, чтобы ему было о чем писать.






 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Находки


Это мой первый блог, сразу после которого начался мой второй блог - "РИФма" >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo