Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    РИФма
    Мои книги
    Статьи, обзоры, стихи
    Реальная жизнь

Андрей Травин


Последняя конференция перед РИФом
Андрей Травин
14.03.00


Эта выставка и конференция об и-бизнесе была последней перед Форумом Российского Интернета - и одна из очень многих. Нынешней зимой это было четвертое подобное мероприятие... Но как обычно в этой колонке - не место для глобального репортажа, а то, что запомнилось.


В первый день работы проходившей в Москве выставки Интернет-бизнес Россия 2000 (9-11 марта) среди множества речей об электронной коммерции состоялся один доклад на гуманитарную тему - "On-line publications". Его сделала Лианна Ван дер Крук, представлявшая бумажную газету The Moscow Times. В электронном виде эта газета распространялась в 1997-1999 годах в Интернете - на основании платной подписки. Она была примером немногочисленных сайтов с платным доступом, которые окупались (к этому примеру можно добавить разве что RussianStory, НЭБ и ТАСС с Интерфаксом). После перехода сайта The Moscow Times на бесплатный доступ количество ее посетителей утроилось и достигло в среднем 5200 в день. В основном это - читатели из Канады и США. Проанализировав данные своей статистики, руководство газеты решило открыть сайт moscowtimes.com, который будет предназначен уже исключительно для иностранцев и (что самое существенное для этого рассказа) не конкурировать со своей газетой и ее сайтом.


Не буду пересказывать особенности названного проекта, потому что они относятся к еще не осуществленному на практике почину. Уместнее отметить одной фразой такую веху как появление в номере Moscow Times от 9 марта 2000 года специального восьмистраничного вкладыша о Рунете (так и пишется в обратном переводе на английский "RuNet").


А если и считать эту заметку "заметкой по поводу", то она впрямую не связана с открытиями создателей Moscow Times в сходствах и различиях сайта и газеты, а навеяна выступлением Антона Носика в последний день работы выставки Интернет-бизнес Россия 2000.


Его двухчасовой доклад назывался "On-line news как бизнес". Разумеется, этот доклад содержал некоторый разгон о том, что платный доступ к сайту в жанре СМИ практически невозможен и является лишь хорошим способом вывести издание за пределы общественного внимания. Ответ на вопрос, почему нельзя сделать доступ к СМИ платным, существует в двух вариантах.


Ответ для издателя (консалтинговая фраза): потому что народ не может платить за доступ к его газете. Ответ без учета рекомендаций Дейла Карнеги (честная фраза): потому что конкуренция очень высока. На газетном лотке журнал "Профиль" не стоит в 12 раз дешевле журнала "Коммерсантъ-власть". И если в Интернете другие издания бесплатны, то никто не станет покупать доступ на сайт конкурирующего издания даже за небольшую сумму, типа $12. Продажа доступа возможна только корпоративным подписчикам или иностранцам, и этот бизнес не имеет прямого отношения к СМИ (аудитория таких сайтов не обнаруживает никакой тенденции к росту), а более похож на продажу доступа к базам данных.


Когда перед менеджером будущего продукта встает проблема написания концепции сайта с бесплатным доступом (постановка задачи применительно не к себе, а к проекту), то требуется определиться с целью изготовления веб-представительства СМИ. Основных вариантов всего три:
1. кем-то стать;
2. что-то нажить;
3. выжить.

С первым вариантом все более или менее ясно: индивидуальные лица и мелкие группы имеют шанс выдвинуться (выйти в люди) за счет практически нулевой стоимости вхождения на интернет-рынок. Знаменитый "ClickZ Today" родился из монологов. Впрочем, примеров такого типа не счесть. Но есть самый яркий пример - Drudge Report. Кстати, в сюжете про его возвышение фигурирует и средство массовой информации, которое создавало сайт с целью выжить.
Напомню, что год назад всего несколько десятков тысяч человек читали частную страницу журналиста Мэтью Драджа, на которой не было и нет даже архива - до того дня, когда он напечатал первый публично-доступный материал об отношениях Моники Л. и Билла К. - со ссылкой на то, что материал лежит в редакционном портфеле Newsweek, но последний не хочет ее печатать. Поскольку Newsweek, как следует из его названия - еженедельное издание, то все понимали, что ответ на сенсационную публикацию Драджа надо искать не в бумажном издании, а на сайте Newsweek. И тут-то все и обнаружили, что его "в природе" не оказалось. В течение той же недели руководство журнала приняло решение о создании сайта Newsweek со штатным расписанием в 800 человек! Этот сайт был сделан с целью выжить, то есть выбрать способ информационного обслуживания и обмена информацией, который бы не отставал от читателя.






 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Находки


Это мой первый блог, сразу после которого начался мой второй блог - "РИФма" >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo