Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Андрей Травин
     15.10.99

Русские порталы

"C порталов март смывает хлопья сажи"
Иосиф Бродский "Новые стансы к Августе"

"Новые стансы к Августе" всегда восхищали меня тем, что в этом большом цикле стихов о любви ни разу не упоминается слово "любовь"...
На последнем семинаре РОЦИТ на тему: "Российские веб-порталы. Тенденции и перспективы" ни одного докладчика ведущий не отпускал с трибуны, пока тот не давал свое определение слова "портал" (которое и без точного определения в зубах навязло).

Дмитрий Крюков (Rambler) дал определение портала как явления, схожего по функциональной нагрузке с супермаркетом, где присутствуют товары и услуги, рассчитанные на любые пристрастия.
Вячеслав Рудников ("Кирилл и Мефодий"), не мудрствуя, дал определение портала как "ворот", через которые человек начинает свой путь в Интернете. (Между прочим, совершенно естественное определение, так как латинское "porta" - дословно "дверь, ворота", отсюда "портал" - архитектурно выделенный на фасаде вход в здание).
Антон Носик сказал, что портал - это полисемантический термин. Он одновременно торговая марка; рекламный синоним другого рекламного термина "мегасервер"; приблизительный синоним starting page, устанавливаемой в каждом браузере, и вообще по сути младший брат другого Интернет-направления под названием Push (доля которого среди пользователей - ныне упала до 5%).
Антон Носик также выступил с критикой порталов как явления. Он обрушился на них за то, что те основываются на идее, что пользователь Интернета более всего мечтает полностью отказаться от разнообразия и свободы выбора информационных источников, перейдя от активного поиска данных к автоматизированному "принудительному кормлению". Но, по словам Носика, это отнюдь не значит, что всякий, кто создает порталы, обречен на неудачу. Если существует сайт с посещаемостью, составляющей 10-20% локальной или мировой аудитории, то вполне естественно владельцам этого сайта дополнить основную его услугу какими-нибудь полезными интерфейсами или информационными потоками. Это повысит информационную ценность ресурса для тех, кто уже является постоянным посетителем этого сайта. То есть несколько увеличит их лояльность к данному сервису. Таков положительный эффект от создания портала, но проявится он лишь на тех сайтах, где уже накоплена значительная аудитория. А при обратной схеме - когда при полном отсутствии сколько-нибудь заметной аудитории, фирма, вчера вошедшая на контент-рынок, начинает с нуля строить портал, потому что это модно, и под это легко получить инвестицию, можно с уверенностью предсказать, что деньги инвестора пропадут напрасно, считает Антон.

"Единственная разумная причина выставлять у себя такую [портальную] стартовую страницу - если у пользователя возникают какие-то неразрешимые проблемы с навигацией, из-за которых он не может перейти с одной страницы на другую, если прямо перед глазами не окажется для этого подходящей кнопки/ссылки, куда можно было бы навести стрелочку и нажать кнопочку. Я бы назвал это "синдромом Макинтоша", но из политкорректности воздержусь. При этом предполагается, что ни один из трех общепринятых способов перемещения по сайтам (закладки, ручное введение URL в адресной строке, создание собственного линклиста в виде локального файла) пользователю недоступен в принципе. При такой форме навигационной инвалидности действительно можно пожертвовать качеством, только бы побольше ссылок в одном месте собралось", - в свое время писал Носик в четыреста второй заметке "Вечернего Интернета", которая называлась "Битва за портал".

Увы, рассужденья А. Носика мая 1998 года о войне за портал как о войне за default page не претерпели большой эволюции к сентябрю 1999 года. Он по-прежнему пытается выдать за главную цель порталов - обслуживание тех пользователей Интернета, которым требуется сервис в стиле idiot friendly, которые не умеют настраивать себе Home Page в (автоматически установившемся у них компьютере) MS Internet Explorer. Но если бы я верил, что такие пользователи составляют большинство, я бы даже не начинал писать "Находки" - мы могли бы ограничиться "Рекомендованными сайтами". (Между тем, по данным Monitoring.ru более половины пользователей Интернета не могут назвать своего провайдера!!!).

"С учетом всех этих обстоятельств трудно поверить, что "большая шестерка" из c|net'овского обзора когда-нибудь сможет обслуживать более 5-10% всей мировой аудитории. А в остальной Паутине будет по-прежнему царить отрадный плюрализм, в духе мирного сосуществования умных и глупых страниц. Как сегодня" (из "Битвы за портал"). Вот эти строчки Антона оказались пророческими - примерно такую ситуацию описывали C|net и ZDnet уже нынешним летом.

Но довольно говорить о "чайниках". Вернемся к профессионалам.
Если бы барьер выхода на новый уровень популярности можно было представить в виде деревянной стенки, то тогда можно пофантазировать, что "Апорт" и @Rus это - два гвоздя, которыми пробивается эта стена (теперь их можно представить в виде единой скобы). List.ru - это целая куча гвоздей, забиваемых по соседству друг с другом. Раскрутка "Кирилла и Мефодия" напоминает пробивание стены самим молотком. Сделать это весьма не просто, но если получится - такую пробоину щепкой не заделать :))

Для некоторых зарубежных завсегдатаев Интернета "Km.ru" появился как-будто из ниоткуда. Но в рамках проектов типа "знания - обо всем" не бывает ситуации, "кто был никем, тот станет всем".
Компания "Кирилл и Мефодий", в процессе создания мультимедиа-изданий, накопила обширную, удобно структурированную базу контента, с использованием которого создается названный сайт. Вячеслав Рудников рассказал на семинаре, что у компании имеется всего пятнадцать мультимедийных CD-ROM собственной разработки. Два из них - доступны сейчас через Интернет, но и их хватило на то, чтобы сделать KM.ru одним из самых содержательных сайтов Русского Интернета. А что тут удивительного? Осенью 1996 года бывший директор "Агамы" Сергей Королев сказал важную фразу о том, что на тот момент все текстовое содержание Русского Интернета (то есть - за вычетов FTP-архивов) могло бы уместится на жестком диске в 1 Гбайт (а тогда уже существовали русские порталы "Инфоарт" и "Россия он-лайн"). С тех, пор содержание Русской Сети многократно выросло (превысила 100 Гбайт), но и сейчас даже пара 600 Мбайтных дисков структурированной полезной информации могут быть в нем заметны. А если в него будут выложены к примеру 50 Гбайт от "К&М"?!! Только "Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия" превосходит (по объему простого текста) "Большую Советскую Энциклопедию" в три раза! В. Рудников рассказывал на семинаре РОЦИТ, что над ее составлением работали 250 приглашенных экспертов (обладатели докторских степеней и даже академики в области техники, литературоведения и других наук)...
"Имперское мышление" в развитии портала "Кирилл и Мефодий" идет от руководства всего холдинга. Такой же была стратегия R-Style в завоевании компьютерного рынка: за восемь лет работы группа компаний R-Style собирала всю линейку компьютеров от суперсерверов до ноутбуков, издавала компьютерные журналы, производила банковские программные продукты, занималась системной интеграцией и т. д. Поэтому Рудников в своем докладе сразу перешел от определения портала к определению "мультипортала", определив "Кирилл и Мефодий" как группу порталов, организованных по некоторому структурному принципу.

Во второй части семинара Герман Клименко упомянул, что он завоевывал доверие партнеров по бизнесу и заключал после этого выгодные сделки, когда упоминал во время переговоров, что именно он организовывал и финансировал проект List.ru. Значит, нынешнее рыхление Интернет-почвы перед порталостроительством - в конце концов, не такое уж гиблое дело :))

Это как называется?

Павлик Морозов жив! Павлик Морозов живее всех живых!
Из альбома "Живые и мертвые" группы "Крематорий"

Раздел сайта "Открытых систем" "Светлой памяти Павлика Морозова посвящается...", подписан Анатолием Шкредом. На самом деле он посвящен совместному предложению BSA и ЗАО "Microsoft" о доносительстве на своих начальников, которые не используют в офисах легальных программных продуктов. Ранее московский офис Microsoft учитывал русскую ментальность - не печатал здесь заокеанской рекламы с экзальтированными лицами и т.д. На этот раз BSA их попутал: программа, рассчитанная на американскую ментальность - сотрудничество с властями, перенесена в российскую действительность, где ментальность и менты соотносятся так, что доносить на соседей и колег считается греховней воровства.
Frodo пишет в специально организованном веб-форуме по поводу Павлика: "В Израиле вон тоже рекламу того же содержания по ТВ гоняют. Правда, там стучать не призывают прямо, а мягко намекают - ты босс, если кто стукнет - сидеть тебе, иди покупай".

Картинка недели

Картинки утрачены. На прошедшей выставке InternetWorld в Нью-Йорке, к сожалению, не была использована метафора, исходящая из того, что матрешка напоминает вложенный рубрикатор каталога @Rus.

Интересности

"Новости первого порядка" согласно терминологии, которую я услышал на семинаре РОЦИТ, это - "кто кого убил, и как ведет себя власть". И, тем не менее, вот вам несколько новостей второго порядка.

С 1 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года в "Апорт + @Rus" будет вложен один млн. долларов. Это в точности соответствует тому, что говорил Джозеф Авчук на пресс-конференции 15 сентября 1999 года :-|

На прошлой неделе в "Находки", наконец-то, пришло письмо, вопрошающее, когда же у моего обозрения появится почтовая рассылка. В прошлом году это было концептуально невозможно, так как первые выпуски "Находок" были призваны дать "голос" сайту "Ау!" и попутно привлечь к нему тысячу-другую посетителей. В этом году такой задачи уже не существует, но я не получил обещанной подписки "Находок" через Ситикотиков. Сейчас как член ЕЖЕдвижения я имею право на организацию бесплатной рассылки обозрения через сервер "Атланта". Но еще не нашел времени для того, чтобы провернуть это дело. Извините, я вынужден экономить время, также как и вы :-(

Самыми популярными выпусками "Находок" (за все время измерения посещаемости обозрения - с конца марта) оказались два его сентябрьских номера: "маркетинговый" выпуск от 24.09 имеет 4120 посещений, а "литературный" выпуск от 09.09 (посвященный итогам конкурса сетевой литературы "Тенета") - 4554 посещения.

На семинаре РОЦИТ я услышал, что @Rus будет вскорости издавать электронный журнал. Если это правда... то вспоминается как прежде, чем заняться "Находками" я сказал тогдашнему руководству Ау!, что аналог Yahoo Internet Life мы не сможем сделать, давайте сделаем аналог Yahoo Internet Picks.



 



Памяти Netscape

В отсутствие других капитанских фигур масштаба Фернана Магеллана мне представляется достойным решением поставить с ним вровень Марка Эндриссена, который создал первый надежный и быстроходный корабль, пригодный к плаванию по Интернету, реально совершил свой подвиг и при этом не сломал себе шею, вернулся назад. >>>

Отечественные интернет-счетчики

Было проведено экспресс-исследование отечественных счетчиков >>>

Три поисковика Рунета, не считая Google

Найденные поисковой машиной документы относятся к одной из двух категорий: одни соответствуют запросу, другие ему не соответствуют... На этом простом механизме в настоящее время строится перспективный бизнес. Сами поисковые машины тоже относятся к одной из двух категорий: одни технологически эффективны, другие наоборот. Однако, современные поисковики настолько сложные системы, что уже не могут быть описаны в кооординатах "хорошо-плохо". >>>
















 
 Copyright © 1997-2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo