Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Электронные платежи в России: примерка продолжается



    Опубликовано в Internet.ru в январе 2000 года
    Андрей Травин

Конференция с названием "Электронные платежи" проходит не в первый и не во второй раз. Она - очередная. Однако на ней была продемонстрирована расстановка сил на этом рынке на текущий период.

Открыл конференцию доклад Валерия Завалеева - директора по маркетингу проекта CyberPlat (проект банка "Платина" при технической поддержке питерской фирмы "Рексофт").

Система безналичных расчетов в реальном времени CyberPlat не является анонимной. Расчеты производятся со счетов банка "Платина" или с использованием банковских карточек любого банка. За этой характеристикой стоят интересные подробности. Первоначально CyberPlat была расчитана на людей, не имеющих карточек, и была предназначена для обслуживания клиентов, уже имеющих счета в банке "Платина". Количество таких людей не уменьшилось за первые два года, но и не сильно увеличилось. Поэтому развитие системы идет за счет некоторых предположительно богатых людей, которые не хотят нигде регистрироваться, а хотят совершать одноразовые или эпизодические платежи посредством своих пластиковых карт. Для этого при запросе покупки электронный магазин переключает защищенное Интернет-соединение на сервер системы Assist, та запрашивает авторизацию, к примеру, карточки Visa в ее процессинговом центре, далее Assist удостоверяет платеж для магазина, гарантируя оплату. Ну и собственно транзакция, в этом случае, лишь дело техники. За счет таких клиентов система CyberPlat фактически и расширяется.

Всего системой CybetPlat за два года ее сущестования воспользовалось 21 000 клиентов. Каждый месяц, начиная с осени прошлого года, объемы платежей в системе CyberPlat удваиваются. Если такая тенденция сохранится и в 2000-м году, можно будет говорить о том, что рынок электронных платежей в России состоялся.

Банк "Платина" берет на себя все риски - как продавцов, так и покупателей. В силу этого система пригодна для межкорпоративного взаимодействия и проведения платежей на значительные суммы. Корректное функционирование системы в рамках отечественного законодательства обеспечивается расчетами только в рублевом эквиваленте.

Электронные деньги придумал датчанин Дэвид Чаун. Говоря в самом общем виде, электронные деньги - это информация, имеющая финансовое значение. Возникновение и применение электронных денег было неизбежным. Однако по словам генерального директора питерской компании "Алкософт" Сергея Волкова, появлению именно его системы PayCash способствовало следующее обстоятельство. Если покупатель отдает магазину номер своей кредитки, у него не остается обязательств, что магазин ему что-то должен. И это может породить разного рода проблемы для покупателя - психологические и финансовые.

В системе PayCash участники обязуются применять для осуществления финансовых операций специальное программное обеспечение - кошелек. Но главное, что они осуществляют сделку в электронной форме. Продавец посылает покупателю договор, заверенный его электронной подписью: дескать, Вы согласны купить ручку по цене $10? Допустим, тот подписывает договор своей своей электронной подписью - согласен. Тогда магазин запрашивает банк: дескать, те $10, что мне обещает покупатель, это действительно деньги? Банк заверяет своей электронной подписью: дескать, да, это деньги, можно на них расcчитывать и т. д. В конечном счете, между электронными кошельками покупателя и продавца происходит некоторое перераспределение электронных средств. Но главное, что при этом формируется такой пакет электронных подписей, который в соответствии с отечественным законодательством достаточен для судебного разбирательства в случаях неудовлетворения какой-либо из сторон.

PayCash позволяет производить мгновенные и защищенные платежи через собственный электронный кошелек, открыть счет в банке системы PayCash, осуществить конвертацию денежных средств в электронную наличность.

В PayCash используются электронные денежные обязательства, выпущенные банком в качестве средств оплаты между участниками платежной системы. Как и в любой системе, использующей эквиваленты стоимости товара, все участники договариваются об особых правилах применения этих эквивалентов.

PayCash существует два года, перваначально как игрушечный магазин, с февраля 1999 года - как средство осуществления реальных покупок за реальные деньги. На практике через PayCash продаются лишь Интернет-аккаунты от питерских провайдеров. Всего системой PayCash в ее недемонстрационном варианте пока воспользовались только 1200 человек.

Начальник процессингового центра системы "Телебанк" Андрей Ванин рассказал, что, по результатам недавних исследований, оказание банковских услуг через Интернет (Internet-banking) наиболее распространено в странах Северной Европы. Может быть, это связано с климатом. Может быть, такой вариант характерен для стран с протестантской религией, и он плохо приживается в католической Европе. Но, так или иначе, в связи с переходом на евро, Интернет-банкинг может стать оптимальным пан-европейским инструментом для финансового обслуживания. Если обслуживание клиентов осуществляется через личное общение с оператором, то оно стоит больше $10, по телефону - по-крайней мере, в два раза меньше, а через Инернет - порядка $0,1. Следовательно, чисто интернетовский банк предлагает за счет такой экономии на 1-2% годовых больше, чем банки традиционной системы обслуживания, к нему больше тянутся клиенты. Но потом им хочется, чтобы в банк можно было и просто придти. То есть рост количества клиентов у чисто онлайнового банка замедляется. Или он переходит на комплексное (оффлайновое и онлайновое) обслуживание, уже не предлагая дополнительных процентов по сравнению с конкурентами.

"Гута-банк" неслучайно одним из первых в России вышел на рынок Интернет-банкинга: он изначально обслуживает много компаний в сфере телекоммуникационного бизнеса. Сейчас его система "Телебанк" удобна для оплаты коммунальных платежей (и грядущей когда-нибудь повременки), для продажи валюты и управления своим счетом через Сеть. Для электронной коммерции "Гута-банк" имеет не слишком технологичное решение - Интернет-магазин просто генерит счет, который можно оплатить через "Телебанк".

А вот система CyberCash все никак фактически не может выйти из демонстрационного режима. И так, вероятно, будет продолжаться до тех пор, пока за этой системой не будет стоять "Банк Таврический".

Директор проекта Russian Shopping Club Сергей Покровский кратко рассказал об успехе своего Клуба. Его родительский проект Russian Story был создан в 1996 году для платного распространения отечественной периодики. Вскоре стало ясно, что тому же кругу зарубежных покупателей требуются русские видеокассеты, книги, компакт диски. И ныне единый каталог "Клуба российских виртуальных магазинов" (так по-русски называется эта американская фирма) предлагает 63 тысячи наименований товаров из 60 российских магазинов. Все в этом механизме стыкуется с российским законодательством, так как отечественные магазины контактируют с Клубом в рамках экспортно-импортных операций. Клуб использует собственное программное обеспечение и службу безопасности. Кстати, он охотно идет навстречу клиентам, которым удобнее оплатить товар чеком - безо всяких там новомодных электронных платежей.

На конференции также была осуществлена мини-презентация нового бумажного журнала "eCommerce World / Мир Электронной Коммерции", издающегося "Открытыми системами" по лицензии IDG. Надо сказать, что этот журнал вышел месяцем позже аналогичного бумажного журнала "Business online".

Но более интересно, даже, пожалуй, не это. Буквально в день проведения конференции компания "Электон" объявила об открытии первого в России специализированного компьютерного Интернет-магазина по продаже карманных компьютеров и аксессуаров к этим устройствам.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Копирайтер в Интернете


Хотя исторической родиной телок был вовсе не Интернет, а автомобильная реклама в бумажной прессе, вызывающие баннеры - это действительно интересная тема. Здесь балансируются положительный эффект от притока любопытных и отрицательный - от раздражения недовольных >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo