Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Интернет-кафе: за 6 лет истории - 4 бизнес-модели



    Опубликовано в "Нетоскопе" в ноябре 2000 года
    Андрей Травин

Андрей Травин - известный сетевой журналист, специалист по маркетингу, участник создания 10 корпоративных и 4 личных интернет-проектов, включая страницу "Русские интернет-кафе" на "Перекрестке" (1997-98). Является автором книги "Программы просмотра WWW" (ABF, 1997) и около 200 публикаций об Интернете и компьютерах в бумажной прессе.

"Интернет-кафе распространяются, используя нынешнюю одержимость Интернетом". Так писал пять лет назад один из инициаторов этого движения - англичанин Марк Чевернтон.

Годом рождения интернет-кафе считается 1994-й, когда первые заведения подобного рода возникли в Англии. Однако скорость их распространения не идет ни в какое сравнение с динамикой развития самого Интернета, его сервисов и рекламы. В настоящее время насчитывается 4181 интернет-кафе в 148 странах по одним сведениям и 3000 подобных заведений в 143 странах по другим данным, впрочем, столь же неточным. Число же российских кафе практически никто не удосужился точно подсчитать. Но очевидно, что речь может идти о рынке, на котором имеются около трех десятков киберкафе в Москве, примерно с десяток - в Питере и по одному-двум интернет-клубам в большинстве крупных российских городов - от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Севастополя.

Особых различий по контингенту посетителей интернет-кафе еще приобрести не успели. Помнится, первое интернет-кафе в Рио-де-Жанейро, согласно его рекламе, было предназначено "для подростков и деловых людей", и эта удивительная точность формулировки в настоящий момент может быть распространена практически на все остальные электронные кафе мира.

Предметом описания и анализа в данной колонке будут несколько бизнес-моделей интернет-кафе. Осталось только предупредить читателя, что приведенная классификация сделана на основании исключительно личных наблюдений и умозаключений эксперта, за которого выдает себя автор заметки.

Итак, наиболее распространенной в мире и в нашей стране является бизнес-модель, которую я решил обозначить как модель Cyberia. Вполне справедливо дать ей наименование в честь первого в мире интернет-кафе. И не только потому, что это предприятие оказалось коммерчески успешным, в отличие от множества ему подражающих, и до прошлого года оставалось лидером на английском рынке. Но и потому, что кафе с названием Cyberia появились и в некоторых других европейских и азиатских странах в рамках программы франчайзинга.

Характерной особенностью Cyberia является то, что оно было открыто в штаб-квартире лондонского интернет-провайдера Easynet, причем позднее кафе так расширилось, что для штаб-квартиры пришлось подыскать другое помещение. В принципе, кафе при провайдере более устойчиво в материальном отношении. Первое российское интернет-кафе появилось в декабре 1995 года в Петербурге при провайдере Dux - это ресторан "Тетрис". Один из его тогдашних сотрудников написал мне, что "Контингент посетителей в равной доле - иностранцы и наши. Иностранцы в основном - это девушки-студентки, им подавай не только доступ в Сеть, но и местный адрес электронной почты. Просиживают в среднем по два часа. Из наших - в основном будущие клиенты узла провайдера. Приходят посмотреть на Интернет и решить, стоит ли подключаться (изрядная статья дохода, но тесно завязана на провайдера)".

В Москве уже в декабре 1996 года компания-провайдер Matrix открыла первый в столице публичный интернет-центр, ныне не существующий. В 1997 году "Агмар" стал вторичным провайдером и почти одновременно открыл целое "созвездие" интернет-центров по Москве (из которых ныне уцелел только Агмар-Сталкер). И наконец, наиболее удачный и актуальный пример - московское кафе "Новая почта" при провайдере ORC.

Для интернет-кафе, базирующихся на предоставлении доступа в Интернет как на главном блюде в своем меню, характерен большой выбор именно интернет-услуг. Скажем, к спискам услуг питерских интернет-кафе "Софит" и "Анна" трудно что-либо добавить.

Необязательным, но типичным признаком кафе генерации Cyberia является большая общественная активность: например, в "WWW...BAR Кузнецкий мост, 12" проходило награждение победителей конкурса "Золотой сайт", в "Планете Интернет" - презентация альбома "Знаменатель" группы "Сплин", а кафе "Тетрис" уже в первые месяцы своего существования включилось в интернет-мост по случаю празднования Дня Святого Валентина... Ну, а трехлетние отчеты о еженедельных тусовках в первом московском интернет-кафе "Скрин" предлагаются для дополнительного чтения (и, при желании, просмотра в формате Real Video).

Огромная внешняя активность рассмотренной группы кафе естественно сочетается с их небольшими размерами в офлайновой жизни. Этот признак необязательный, но типичнейший.

Выживаемость этой группы интернет-кафе зависит от слишком большого количества совпадений благоприятных факторов: времени, места и хорошего менеджмента. Для приблизительно десятка закрывшихся интернет-кафе в Москве, Новосибирске, Вятке, Екатеринбурге они не совпали, и этот список будет продолжен. Потому что открытие маленького интернет-кафе на 6 компьютеров остается очень рискованным предприятием даже без учета проблем лицензий, налоговой инспекции и бандитов.

Вторая генерация интернет-клубов и кафе - игровые клубы с доступом в Интернет. Я называю их бизнес-моделью "Орков", хотя в этом уже заложена не какая-то особая справедливость, а очевидная характерность названия. Речь идет о клубах, имеющих 30-80 компьютеров, в которые приходят подростки поиграть по локальной сети на компьютерах с "шустрыми" видеокартами-ускорителямии, но в которых есть и платный доступ в Интернет, и даже иногда кофе. Началось это все с упомянутого выше "Агмара", где были не только самые последние компьютерные игры, но где, скажем, можно было пользоваться шлемами виртуальной реальности.

Когда в 1999 году в Москве открылись интернет-кафе в компьютерном салоне "Остров Формоза", то изначально в расписание работы заведения была заложена разбивка на часы, когда предоставлялся Интернет, и на часы, когда положено было играть в Quake по сети (на компьютерах с 3Dfx).

Питерский клубе "Манхэттен" (или как его чаще называют "Котел") тоже обзавелся интернет-кафе, где установлены компьютеры с быстрыми видеокартами. Посетителям предоставляется даже возможность перекурить прямо за компьютером - благо, присутствует вентиляция. Весьма скромный интерьер выдержан в стиле Computer inside (то есть на стены прибиты различные печатные платы).

В казанском интернет-салоне "Пилот" не только проводятся бои и чемпионаты по Quake II, но и ведется летопись клуба. Короче, инициатива была хорошо поддержана более молодыми клубами в последние год-полтора. Однако, когда я нынешним летом заходил в московские клубы "Нирвана" и "Диптаун", на всех десятках компьютеров рубились в компьютерные игры, и ни у кого из посетителей я не видел на экране браузера.

Франчайзинг среди российских интернет-кафе еще не получил распространения, и все такие заведения конкурируют в своих отдельно взятых городах, причем не сколько с друг с другом, сколько с суровой действительностью.

Недавно в Англии начала реализовываться новая (третья в моей классификации) концепция публичного доступа в сеть Интернет - были открыты четыре интернет-кафе компании easyEverything с четырьмя сотнями терминалов только в первом из них. Изнутри они выглядят впечатляюще, так как все рабочие места оснащены плоскими мониторами. Экспансия этой торговой марки в Европу и передел рынка в самом Лондоне говорит о том, что за такими многопользовательскими прагматичными интернет-кафе - будущее. Причем, это будущее - и московской жизни, ведь в ноябре у самых стен Кремля должен открыться новый интернет-салон Time On-line на 210 компьютерных мест с жидкокристаллическим дисплеями.

Сейчас, когда доступ в Интернет уже не является экзотикой и наиболее логичный способ его использования - из дома, интернет-кафе не более интересны, чем общественные телефоны или любой другой сервис. Очевидно, что потенциальные и реальные клиенты кибер-заведений ожидают стандартов, принятых в других сферах обслуживания. Однако, странная особенность наших интернет-кафе - их чрезмерная демократичность: это или студенческий клуб типа питерского Red Fog или некие кафе-забегаловки типа старейшего московского интернет-бара Chevignon в торговом центре "База 14" компании "Джамилько".

Мне известно о существовании лишь одного российского интернет-бара или интернет-паба для солидных людей - это "Винный погребок у Листа" в Москве на Старой Басманной 13, стр. 1. Его открыл (в одном здании со своим винным магазином) основатель около двадцати интернет-проектов List.ru и продавец коллекционного виски Герман Клименко. 31 августа "Погребок" получил лицензию на торговлю алкоголем и перешел к легальному существованию. Будет ли этот прецедент началом новой, четвертой генерации интернет-кафе, сказать с уверенностью пока нельзя.



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Копирайтер в Интернете


Хотя исторической родиной телок был вовсе не Интернет, а автомобильная реклама в бумажной прессе, вызывающие баннеры - это действительно интересная тема. Здесь балансируются положительный эффект от притока любопытных и отрицательный - от раздражения недовольных >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo