Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    "Иван-дурак" овердрайв: киберпанк по-русски



    Опубликовано в "Нетоскопе" в 2000 года
    Андрей Травин

23 января в Москве состоялась официальная российская премьера киберпанковского фильма "Иван-дурак". Он обозначен своими создателями Александром Дулерайном и Сергеем Корягиным как "первый русский киберкомикс".

Для премьеры был выбран самый многозальный московский кинотеатр "Пять звезд". Хотя подобный выбор был предрешен и другими обстоятельствами: в столице больше нет кинотеатров с неоштукатуренными кирпичными стенами, темными тоннелями, подвесными деревянными мостками, медленными ручьями и ленивым водопадом. Единственное, что потребовалось прибавить к существующему оформлению кинотеатра - установить указатель на родной город главного героя фильма Запредельный.

К премьере было открыто сразу два официальных сайта фильма, которые получили по цвету фона страниц наименование "белый" и "черный". "Белый" сайт, который обзавелся доменом второго уровня, содержит справочные сведения и компьютерные обои с постером фильма. "Черный" сайт располагается в одном из субдоменов Film.ru, состоит преимущественно из комментариев и вообще текстовой информации.

Фильм анонсировался как сочетание классической фольклорной коллизии с цитатами из Гибсона, классика киберпанка. Кстати, как раз на этом пересечении работает едва ли не единственный в русской фантастике человек, которого можно отнести к писателям-киберпанкам - Тюрин.

Однако создатели "Ивана-дурака" не стали использовать слова, придуманные Гибсоном, вроде "киберпространства" и "матрицы". Для отечественной кинокартины был создан собственный словарь в стиле эзотерических псевдодревнерусских терминов философа Даниила Андреева - "навна", "уицраор", "жругр" и так далее. Это даже покруче, чем киберпанковский словарь Шелли, где были "зипуны", "варежки", "лапти" и прочая "чистая сибирь".

Зато тот "киберспейс", в котором побывал Иван при помощи друга-хакера и устройства "мозгодрель", называется совсем просто - "Другая сторона" либо "Дно", что напоминает книги еще одного отечественного фантаста - Лукьяненко. И упомянутого киберпространства в фильме достаточно много - пожалуй, не меньше, чем в "Нирване" и в "Джонни Мнемонике".

Эта абсурдистская комедия почти сплошь состоит из намеков на популярные фильмы, мультфильмы и книги. Намеки практически всегда намеренные. Но усмотреть в этом фильме цитирование последних американских киберпанковских фильмов было бы неверным. Фильм "Иван-дурак" прошел от задумки до премьеры восемь лет. Реально он был отснят летом 1999 года, однако потом опять пришлось делать паузу и изыскивать деньги на монтаж и другие заключительные стадии производства фильма (называемые на профессиональном языке "постпродакшен"). А между тем осенью 1999 года на экраны мира вышла "Матрица".

Когда авторы "Иван-дурака" увидели эту картину, они, по их собственным уверениям, на четверть часа потеряли хладнокровие. Ситуация описана в отдельной легенде: "...И тут нам добрые люди приносят кассету (пиратскую, с пылу с жару, снятую с экрана американского кинотеатра) с фильмом братьев Вачовских "Матрица". Втыкаем мы ее в видик, смотрим, и по ходу просмотра лица наши вытягиваются все сильнее. Посудите сами: шустрые американцы сняли чуть ли не кадр в кадр наши идеи и задумки! Понимаем, что от обвинений в плагиате мы не отделаемся никогда..."

Череду совпадений завершает наличие у одного из друзей Ивана специального электронного провода, который крепится у него в основании позвоночника, как у персонажей фильма "Экзистенция", который вышел на экраны в то же самое время, хотя это уже не имеет особого значения.

Сюжет "Ивана-дурака" настолько абсурден, что его пересказ не представляется необходимым. Но наибольшее разочарование фильма заключается в любительской игре всех без исключения персонажей. Что же касается режиссерского и операторского опыта, то он накопился у создателей фильма задолго до их полнометражного дебюта в рамках производства документальных, короткометражных и видеофильмов в жанре так называемого "параллельного кино".

Наиболее благодарную публику фильм может найти среди сетевой аудитории - судя по трафику соответствующих сайтов, она как раз и любит, чтобы было "прикольно". Фильм "Иван-дурак" как раз и состоит из приколов, иногда грубых, практически клоунских, иногда мягких - к примеру, открытому русскому лицу Ивана противостоит в духе газеты "Завтра" карикатурно-еврейское лицо коварного доктора Страуса.

А в саундтреке "Ивана-дурака" - группы "АукцЫон" и "Мумий Тролль".



 



Моя книга "Маркетинг в стиле Hi-Tech. Решения нового времени"

Кажется, впервые в одной книге на русском языке - оптимизация сайтов в поисковых машинах, интернет-реклама и интернет-PR, причем в равных долях, обеспечивающих устойчивость этой триады. И без потери устойчивости она расширена также промо-играми в Интернете и мобильным маркетингом.
Я закончил эту книгу примерно на двенадцатилетие своего пребывания в сети. И поэтому мне представляется излишним агитировать за рекламные возможности Интернета. И даже деловая пресса после 2000 года берет статьи на эту тему неохотно - все и так про это слышали. Но интонация этой книги является утвердительной по другой причине. >>>


Копирайтер в Интернете


Хотя исторической родиной телок был вовсе не Интернет, а автомобильная реклама в бумажной прессе, вызывающие баннеры - это действительно интересная тема. Здесь балансируются положительный эффект от притока любопытных и отрицательный - от раздражения недовольных >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo