Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Турист c Интернетом



    Опубликована в журнале "Подводная лодка" в 2002 году
    Андрей Травин

Сайты о туризме хорошо «ложатся» на технологии Интернета — оперативность, интерактивность, информация о любой точке земного шара…

Даже если вы живете в тех краях, где круглый год яркое солнце и синее небо, желание отправиться в путешествие нет-нет да и возникнет. Для тех, кто ощутил щемящее предчувствие перемен, неплохим подспорьем послужат туристские интернет-ресурсы, равно полезные тем, кто любит поездки в компании, и тем, кто предпочитает самостоятельность.
Несмотря на то что сетевые представительства имеют примерно 1200 фирм, туризм в Рунете в большинстве своем представлен справочными ресурсами при почти полном отсутствии сервиса. На наших сайтах невозможно материально обеспечить свой отдых, не вставая из-за компьютера. Зато на них есть шанс получить информацию, которую порой не удастся столь же быстро получить нигде, кроме Сети. Наиболее популярны разделы «горящих» туров, расписаний железнодорожного и авиа транспорта, фоторепортажи и конференции по обмену опытом. В то же время западный турист, желающий отправиться в путешествие, может заказать и оплатить все необходимое через Интернет. Так, к примеру, с помощью Galileo делается приблизительно по 400 млн бронирований в год. У компаний, более серьезно подошедших к технологиям Интернета, количество клиентуры превышает показатель 100 человек в месяц. При этом универсальные проекты работают эффективнее, нежели отдельно взятые Web-странички турфирм.
Турсайты
Исходя из личного опыта, наиболее полезный сервер русского туристского Интернета — «100 дорог» (существует с 1996 г.). Ежемесячно он помогает заказать билеты, забронировать гостиницу и взять напрокат автомобиль на более чем 100 тыс. человек. Его преимущества в том, что весьма интересные данные о «горящих» путевках и турах ежедневно доставляются по электронным почтовым адресам подписчиков. Поддерживаются так называемые «тусовочные» разделы поиска попутчиков, имеются очень полезные ссылки на другие туристские сайты по выбранной стране. Те, кто хочет узнать, будут ли в полете кормить и придется ли за это платить, могут обратиться к специальному справочнику обозначений, встречающихся на авиабилетах. Ну а для «рожденных ползать» — рубрика об автобусных путешествиях.
Вообще, лидером среди туристских сайтов считается Travel.ru (существует с 1997 г., посещаемость 90–150 тыс. человек в месяц), который по своему содержанию чрезвычайно разнообразен. Только «Архив путешественника» фактически может составить отдельный большой сайт. Он представляет собой подборку материалов почти по любой интересующей стране: от статей из газеты «Иностранец» до реплик из туристической эхоконференции Su.Travel любительской компьютерной сети FIDOnet.
К сожалению, бронирование через российские турсайты всегда дает список только самых дорогих отелей (три–пять звездочек).
Обычно наш пользователь несколько раз перед поездкой посещает различные сайты, выбирая нужную турфирму. Однако некоторые заходят туда и по возвращении, чтобы оставить в форуме впечатления о своем вояже. Раньше Travel.ru даже покупал (за $40) лучшие иллюстрированные отчеты, но, по словам создательницы и совладелицы ресурса Аси Патрышевой, эта практика не сохранилась, «так как и бесплатных вариантов достаточно много получается».
Немного особняком от других держится и сайт «Кирилл и Мефодий. Путешествия и туризм» (основан в 1998 г., посещаемость 30 тыс. человек в месяц), который состоялся по оригинальному плану. Его основное отличие от прочих Интернет-ресурсов, как несложно догадаться, в энциклопедическом характере родительского портала. К примеру, «Атлас мира Кирилла и Мефодия» содержит данные практически о любой стране, включая такие совсем не картографические сведения, как история и кухня. В каталоге отелей можно узнать подробности о гостинице, в которой вам предстоит остановиться, посмотреть на ее внешний вид и внутреннее убранство. Здесь тоже имеются конференции по поиску попутчиков и попутчиц.
Большинство иных туристских сайтов похожи друг на друга если не как близнецы, то как родные братья. «Магазин горящих путевок» посвящен ограниченному количеству популярных туристских маршрутов, полностью исключая, например, страны Пиренейского полуострова. Но, кстати, благодаря удачному названию и умелой раскрутке фирма сумела выбиться в лидеры российского турбизнеса. Это, пожалуй, был первый пример, когда турагентство сделало в своем бизнесе ставку на Интернет и добилось успеха.
Сайт Turizm.ru (посещаемость 30–60 тыс. в месяц) существует уже четвертый год и обзавелся большинством стандартных разделов. Есть смысл заглянуть в его специализированную конференцию, и хотя «горящие» туры нередко оказываются на поверку вполне «прохладными», обходить этот сайт все же не стоит.
Новый адрес портала «РБК-Туризм» — www.turist.ru. Соответствующее имя было куплено РБК в 2002 г. для своего сайта, открытого еще прошлой весной. Он всегда содержит порядка 1500 актуальных предложений туристических фирм. Пользователь по определенным критериям ищет нужную ему компанию, переходит на ее сайт и уже там завершает процесс покупки. Средняя посещаемость 80–100 тыс. человек в месяц.
На www.visas.ru всегда свежая информация об изменениях визового режима в различных странах мира.
На «Туристическом маяке» (основан в 1998 г., средняя посещаемость 80–100 тыс. человек в месяц) имеется полный «джентльменский набор» услуг: загранпаспорта, туры, билеты, визы, туристический атлас и т. д. Плюс ценные «Советы юриста» для жертв турбизнеса, сведения о размере чаевых, которые принято давать в той или иной стране, и, наконец, полный список посольств в Москве с адресами и телефонами.
Среди сайтов «средней руки» встречаются постоянно обновляемые страницы. Хотя они не могут конкурировать с лидерами по количеству и качеству статей, зато предлагают гораздо более точную информацию. Например, сайт www.koronatravel.ru (средняя посещаемость 15–20 тыс. человек в месяц) поможет найти любую информацию по базам отдыха в Подмосковье или организовать недорогой тур в Турцию, Египет или на Кипр. Остальные услуги тоже есть, но судя по всему являются всего лишь приложением к основным. Подобных ресурсов насчитывается около сотни, и именно они, как правило, и создают популярность лидерам рейтингов Rambler или @Mail.ru, предоставляя «горящие» туры или информацию о странах.

Онлайн-бронирования

Во время пресс-конференции 9-й международной выставки «Путешествия и туризм», не так давно завершившейся в Москве, были приведены данные Ассоциации содействия туристским технологиям. Оказалось, что в 2001 г. до 25% всех бронирований были сделаны через Интернет. Однако эти внушительные проценты учитывают исключительно действия туроператоров. Частным лицам из России этот сервис, если и доступен, то только через западные сайты. Если вы сделаете заявку на бронь гостиницы через какой-нибудь российский туристский сайт, то ваши данные попадут к отечественному туроператору, который проведет непосредственное бронирование. Если такой сервис вас не смущает — пожалуйте на самый полный список отелей, расположенный по адресу www.dilnet.ru. Более скромные возможности у базы на www.etur.ru.
Зато при бронировании и продаже авиабилетов во Всемирной сети есть свобода выбора. Первый вариант — когда часть действий выполняет сам клиент, используя интерфейс к базам данных, а потом на некотором этапе вмешивается оператор и помогает окончательно определиться с тарифом или подсказывает альтернативные маршруты (пример — www.tours.ru/avia). Второй — когда система работает в максимально автоматизированном режиме. Именно так поступили создатели сайта Avantix. Услуги этого сервера безграничны: бронирование авиабилетов в более чем 500 авиакомпаниях, заказ номеров в 50 тыс. гостиниц, а также прокат автомобилей по всему миру. Надо отметить, что, как правило, действуют какие-нибудь льготные программы при продаже авиабилетов именно через Avantix. Правда, этот сайт все равно на 70–80% используется лишь как источник информации, что лишний раз указывает на особенности национального мышления, когда в электронные магазины приходят только для того, чтобы изучить описание товаров, а потом покупают их на соседней улице.
Большинство отечественных туристских серверов похожи, как братья.
Продаются билеты и через сайты самих авиакомпаний («Пулково», «Шереметьево»), а также другие автоматизированные системы заказа билетов («Истлайн», — для частных лиц, «Трансаэро», — для туристских групп). Но почти всегда, найдя на каком-нибудь из перечисленных сайтов заветное слово «бронирование», можно заказать билет без осложнений, получив при этом полную информацию о своей брони. И в случае удачной покупки курьер доставит вам билет прямо на дом.
Правда, прежде предстоит самое тяжелое испытание — получение визы. И тут придется спуститься с «небес Интернета» на землю. Вам могут отказать во въезде просто потому, что вас зовут Зураб, или вас угораздило родиться в Чечне, или вы вообще красивая девушка двадцати лет без документально запротоколированных источников доходов. Так что делать туристские визы или бизнес-визы через Сеть не легче, чем через посольство или любую «оффлайновую» фирму. Впрочем, некоторые туроператоры, аккредитованные при консульствах, помогают оформить визы без заполнения бумажных анкет — данные о клиентах передаются в электронном виде, и таким же образом получаются уведомления о готовности документов.
***
Общее количество данных в базах туристских сайтов составляет сотни гигабайт. Этого вполне хватит, чтобы принять решение о том, куда поехать завтра. Настала пора пользоваться Сетью, чтобы побывать в хороших местах в удачное время.
Неофициальный хит-парад
· «100 дорог». Новости туриндустрии, список турфирм (в т. ч. и «черный список») и их предложения, «горящие» туры и билеты, рассказы путешественников.
· Travel.ru. Предложения турагентств, «горящие» туры. «Архив путешественника» — библиотека с информацией о странах (культура, история, рассказы о поездках).
· Turizm.ru. Каталог путешествий. Информация для туристов о странах, турах, услугах по оформлению виз и страховок. Новости туризма. Предложения турфирм. Сведения об авиакомпаниях. Цены и заказ авиабилетов. Заказ туристических книг.
· Avantix.ru. Расписание и продажа билетов на пассажирские авиарейсы. Эксклюзивные и договорные тарифы.
· «Дельфин». Туристическое агентство. Информация о турах, горящих путевках по России, СНГ, другим странам. Цены. Бронирование билетов через Интернет.
· Сеть магазинов горящих путевок. База предложений туров по типам, странам, датам, стоимости. Адреса офисов, продающих путевки. Возможен заказ по электронной почте. Дополнительные полезные услуги и советы.
· «Би-Ти-Пи». Деловой туристический портал. Предложения конкретных туров, отелей, экскурсионных программ. Описания стран, курортов, отелей. Рейтинг туристических сайтов.
· «Академсервис». Туристическая компания. Бронирование гостиниц и транспортное обслуживание в России и странах СНГ. Цены. Справочник по гостиницам в России и странах СНГ.
· ТИС — Туристская информационная система. Система бронирования туров для турагентств и для простых туристов. Информация об отдельных странах, юридические аспекты поездок. «Горящие» туры.
· «Туристический маяк». Путеводитель в мире путешествий: последние новости из области туризма, полезные советы, популярные направления месяца, конкурсы, ссылки на другие туристические серверы.



 



Русский Интернет: родом из детства

Бытует некоторое расхожее мнение о том, Россия имеет женский характер. Впрочем, не менее расхожее утверждение заключается в том, что у России детская душа. Этой статье я нарочито отказываю в оригинальности. Данные строки написаны лишь с целью показать, что Русский Интернет - яркое подтверждение второй из названных версий, то есть своего рода сплошная Детсеть, отражающая естественное состояние русской детской души. >>>

Неправильное гадание на киберкофейной гуще

Когда первые поселенцы обосновались в пространстве под названием WWW, они построили библиотеки, кафе, кладбища и магазины. Именно в таком порядке - мы помним. Об электронных библиотеках и магазинах тогда писали даже журналисты, не имеющие выхода в Интернет, поэтому я стал писать об Интернет-кафе и электронных погостах.>>>

Эффект присутствия

Фраза "бесплатных завтраков не бывает" превратилась в самую длинную аббревиатуру американского сетевого жаргона - TANSTAAFL*. Однако мы знаем, что менее всего она применима по отношению к собственно сетевым реалиям, в которых легко можно найти бесплатную духовную пищу, виртуальный дом и т.д. >>>

Особенности национальных счетчиков

Многообразие национальных сетевых счетчиков - особенность русского Интернета, которая нигде в Европе не наблюдается столь же выпукло>>>

Три поисковика Рунета, не считая Google

Найденные поисковой машиной документы относятся к одной из двух категорий: одни соответствуют запросу (релевантны), другие ему не соответствуют, то есть нерелевантны... На этом простом механизме в настоящее время строится перспективный бизнес. Сами поисковые машины тоже относятся к одной из двух категорий: одни технологически эффективны, другие наоборот. Однако, современные поисковики настолько сложные системы, что уже не могут быть описаны в кооординатах "хорошо-плохо". >>>

Прикольная net-культура, или Молчание гусар

Зачем тащить в новое тысячелетие какие-то сайты с играми толкиенистов, буриме, народным романом и прочими разносолами, когда надо довести до абсолюта (или до портала, что почти одно и тоже) идею народно-развлекательного куличкинского журнала "Прикол", да так, чтобы уже никто и не вспоминал о дилетантах-первопроходцах. >>>

Runetka-интервью:
"Порталу "Смерть в Интернете" исполнилось четыре года"


У меня достаточно оригинальное мировоззрение, которое я ни разу не высказывал ни на страницах "Смерти в Интернете", ни где-либо еще. >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo