Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Интервью по случаю десятилетия Российского интернет-форума (РИФ)



    Опубликовано на сайте РИФ 15 февраля 2006 года
    Андрей Травин

В Рунете третий год подряд юбилеи: В 2004-м отметили его10-летие, в 2005-м – 15-летие доменной зоны SU. Теперь на очереди РИФ и его 10-летий юбилей…
Очевидно, что пройден очень важный этап:  чего достиг Рунет?  (цифры, заметные факты в отрасли, которую Вы представляете)

SpyLOG обозначил для себя два десятка секторов Рунета, следит за их глобальной интернет-статистикой и в материалы РИФа мы дадим десяток страниц по отраслевым раскладам на начало 2006 года. Но чтобы не выглядело так, словно я уклонился от первого же вопроса, расскажу вам один полученный SpyLOG’ом забавный и в то же время впечатляющий  результат. 16 ноября 2005 года, отвечая на запрос агентства «Рейтер», мы впервые посчитали общее количество уникальных пользователей в Рунете. Обычно никто и никогда такие данные не считает и не публикует. Обычно компании  еще на этапе вычислений отфильтровывают тех, кто зашел в Рунет один раз, тех, кто пришел по англоязычным запросам и т.д. Потому что исследовательские отделы систем интернет-статистики также как и телефонные исследовательские компании, стараются получить данные, которые можно продать рекламодателям или рекламным площадкам, сравнить между собой, в конце концов. Вот потому все и считают общее количество пользователей Рунета из России и желательно с выделением активной аудитории. А тут мы взяли и посчитали всех уникальных посетителей, кто заходил на сайты Рунета в первой половине ноября 2005 года. И получили 69 млн! Зная, как собирались эти данные, я понимаю, что эта цифра могла получиться заниженной, и даже сильно заниженной, но никак не завышенной. Пусть это даже те люди, которые кликнули на каком-нибудь обманном порнобаннере или просто нажали на англоязычный заголовок в выдаче Google, но попали на веб-страницу с кириллицей. Но, все-таки, какова дельта между  70-80 миллионами всех посетителей Рунета и теми 20 млн. российских интернетчиков, которые считаются (по любым данным) основой нашей аудитории! Пусть эту разницу неудобно продавать рекламодателям, ее наверняка тоже можно как-то использовать. Вот где потенциал-то!

Очевидно, что миссия РИФа сегодня отлична от той, что была 10, 5 или 3 года тому назад. Какова его главная задача сегодня?

Я был на 7-ми форумах из 9, причем отсутствовал на самом первом, десять лет назад… И, честно говоря, совершенно не понимаю, чем предназначение РИФа отличалось или отличается год от года. Как раз РИФ  всегда, независимо от года проведения, - это площадка, где профессионалы общаются с профессионалами. Клиенты туда тоже забредают, но это уже не имеет отношения к предназначению мероприятия :) А предназначение РИФа - смешивать разные интернет-тусовки в невообразимых в ином другом месте сочетаниях. Шкред, Морейнис, Арушанов и Носик, насколько я знаю, за одним буфетным столиком нигде помимо РИФа не собираются :)

Cтанет ли 10-й РИФ особенным и каких результатов Вы от него ждете?

В декабре я встречался с Наташей Хайтиной, которая больше не работает ни в интернет-бизнесе, ни в журналистике. Очень понравилось ее высказывание о временах "Нетоскопа", когда ей мешала тусовочность русского Интернета: "в интернет-тусовке будто бы все по стульчикам расставлены и читают с них стишки, причем из года в год те же самые" :)
Действительно, распределение ролей в Рунете - уж очень прочное, маски вросли так, как бывает в литературных/музыкальных кругах и в светской тусовке. РИФ очень удобен тем, что от старых знакомых узнаешь их новые места работы, обновляешь визитки. Но я бы хотел, чтобы люди на РИФе раскрылись в новом качестве, а не сказали то, что от них ожидают услышать. И как человека, которого отличает иерархическая слепота, меня бы порадовали не только ораторы по чинам, но и те, кто мог бы предложить интересные темы. Кажется, на нынешнем РИФе созданы для этой цели наилучшие за все времена условия. Я ориентируюсь здесь на выступление Джана Хан-Магомедова на втором заседании Оргкомитета, хотя порталы, наверное, при утверждении окончательной программы еще попробуют надавить…

Какие вопросы, на ваш взгляд, стоят наиболее остро для современного Рунета и какие обязательны для обсуждения на РИФе?

Вопросов много. Прекратили публично вспоминать уроки инвестиционного бума Рунета 2000 года. Вопрос: идти ли на новый перегрев рынка? Налицо крайне медленный рост численности рост интернет-аудитории. И что будем с этим делать? В Рунете не наблюдается интересных маркетинговых ходов, и вообще хороших маркетологов. Тогда для кого развивать инструменты интернет-статистики, делать исследования, отчеты? Даже американские компании по-прежнему более склонны выкладывать деньги за рекламу, в какие угодно площадки, только не в интернет (куда идет менее 5% общих рекламных расходов). Рунету здесь не на кого оглядываться в предвкушении того, что завтра и у нас пирамида рекламных вложений перевернется. Как бороться за достойные Рунета рекламные бюджеты? Вопросов много и РИФ породил еще один.  Интересно получилось в  России: период осознания того, что каждый человек теперь может издать книгу, совпал с периодом быстрого развития интернета. И нынешнее безграничное графоманство вполне сравнимо с прошлым сожжением книг на кострах. Уничтожением смысла как такого. А тут еще РИФ взялся за патронат гимна Рунета. Вы читали предложенные варианты? Ведь это даже не графомания, это беспредельная как глупость, пустота!

С каким вопросом Вам бы хотелось обратиться к представителям государственных структур, какой именно помощи, поддержки  не хватает рунетчикам от государства?

Думаю, что ни с каким. Поддержка государства нужна проектам по оцифровке, хранению, систематизации информации масштаба всей страны. К примеру, архивы всех газет с бесплатным доступом. Или архивы письменных и изобразительных памятников культуры. Со всем остальным сетевые люди справятся и без поддержки государства.

Сегодня активно обсуждается тема регулирования интернета в России. Вы «за» регулирование Рунета, в какой степени его необходимо регулировать и нужно ли регулировать вообще?

Лучшее регулирование интернета до сих пор производилось силами самого интернета. К сожалению так не будет всегда. Еще при нашей жизни интернет-среда изменится. И это вопрос не только произвола отдельных властей, а задача самого выживания человеческого  вида. В любом обществе во все времена существует хотя бы 2% асоциальных  элементов, и если не все шесть миллиардов населения, но большая часть человечества получит доступ во всемирную  сеть, то наступит массовое осознание некоторых необходимых ограничений. Я не знаю, как это конкретно будет выглядеть, но качественное управление интернетом, на мой взгляд, - это в первую очередь выполнение того, что нужно большинству…

Юбилеи всегда заставляют задуматься о чем-то серьезном,  люди подводят итоги и одновременно думают о будущем... Говорят, оно, будущее, за интернетом …
Что ждет Всемирную сеть, куда в итоге она нас  приведет?

Ближайшее будущее Интернета? Тем, кому  думать на эту тему не очень получается, можно задуматься о моде на концепцию Web 2.0. Кроме того, что Web2.0 -  это концепция и набор технологий, он еще и ярлык, точка сборка любителей, типа «дети индиго» и «русский рок». Это, как известно, опора на предпочтения пользователей, а не вебмастеров. Вот и на Фотосайте сверху всегда хорошие фотографии были, еще с прошлого века. А теперь этим замечательным свойством может похвастать и американский Flickr.com. Но обычно бывает наоборот: то, что в 2004 году было в американском Интернете, то в 2006 году появится и в России. Поэтому и настоящих визионеров Рунет почти не воспитывает. Визионерами у нас считаются те, кто обладает эрудицией о том, что происходит на Западе и инсайдерской информацией о Рунете. При таком раскладе говорить о будущем Рунета очень легко. Я сам был таким визионером в теме инернет-кафе. Про западный опыт я знал, сочинив про интернет-кафе два десятка статей, а про готовящиеся к открытию в Москве кафе на сотни мест с плоскими экранами знал, потому что меня приглашали консультировать готовящийся проект интернет-кафе TimeOnline и др. И я за год до прихода в Москву таких «монстров» как, например,  «Кафемакс» и «Нетсити» рассказывал, что вот, помяните мое слово, скоро такие огромные интернет-кафе,  как в Лондоне, и в Москве появятся! И появились… Выступающие с трибун интернет-конференций  - это тоже такие впередсмотрящие, которые просто  узнали то, что уже где-то происходит. Например, регистрационные анкеты Александра Гагина и Антона Носика можно найти почти на любом перспективном западном сервисе… И теперь инсайдеры и представители больших порталов рассказывают остальным: «будьте уверены, то, что было раньше, то и будет потом». Настоящий же визионер владеет не только анализом, но и синтезом. И получает с помощью синтетических методов картину будущего. В компьютерной отрасли, из которой я пришел в интернет-бизнес, такие визионеры всегда были, их первая тройка – это, пожалуй, Рудников, Карачинский, Нуралиев. Кстати, качества впередсмотрящего не связаны с личным обаянием и ораторским талантом. Владелец KM.ru Вячеслав Рудников, имя которого у многих интернетчиков вызывает чувство зубной боли, не был дутым визионером. Он не только знал, что, скажем,  на Западе появились CD-энциклопедии, он знал, что вот в конкретный 1994 или 1995 год их начнут покупать - никто в это не верил, а он оказался к этому готов. Таким визионером в Рунете сейчас, пожалуй, является Игорь Ашманов – тоже, кстати, пришедший в интернет из компьютерной индустрии. А интернетчики на тусовках не обсуждают газетные проблемы, дескать, копирование технологий западных сообществ и  социальных сетей идет у нас  полным ходом, традиционные контент-проекты буксуют, новых крупных и качественных информационных сайтов почти не появляется,  сайты-ветераны не развиваются… Чувствуете пародию? Зато, например, на праздновании семилетия Mail.ru у нас с Игорь Ашмановым был разговор о том, что многие считают, что нынешние поисковые машины (и баннерные движки) - это с точки зрения интерфейса аналоги программ для DOS. И тот, кто сделает своего рода поисковик для Windows, может перераспределить рынок в свою пользу. Интересный поворот темы, правда?

Еще очень важная тема ближайшего будущего - поведенческий таргетинг, который хоть и сводится к развитию старого механизма “узнаваемости” клиента с помощью cookie-файлов, получил в 2005 году хороший импульс развития. Некоторые технологии просто опережают свое время, как было с электронной подписью, которой теперь многие пользуются, как было с поведенческим маркетингом, который как бы заглох несколько лет назад во времена скандалов с Double Click, который начал уже покупать аптечные пользовательские базы данных… А сейчас и компьютеры стали мощнее, и рекламодатели грамотнее, и информация о пользователе собираться в так называемых профилях и может более продвинутыми способами…

Ведь что такое системы интернет-статистики сейчас? Статистика собирается для всех типов сайтов в интернете, никакого позиционирования нет (у всех отечественных). Проводятся исследования с небольшим позиционированием на маркетологов, занимающихся различной деятельностью в интернет (это только у  SpyLOG и отчасти Rambler).  Поэтому нас, очевидно, ожидают «перевод» интернет-статистики на язык маркетологов (это уже отчасти сделано  в бета-версии гугловского счетчика, и, несомненно, появится в новом SpyLOG и в еще не показанном публике счетчике компании «Ашманов и партнеры»). Уже не такое очевидное, но возможное направление развития  -  сделать счетчик специально для маркетологов, занимающихся развитием какой-либо большой группы сайтов.  Очень интересная тема – создание панелей для отдельных рекламных площадок. Короче, приезжайте на РИФ, там и узнавайте, что ждет Всемирную сеть :)

А вообще с проблемой, как узнать, что делать дальше, я сжился за последний год, поэтому на этот вопрос отвечаю охотнее всего. В конце прошлого года компанию SpyLOG покинули несколько сотрудников, которые считались ведущими, на которых, казалось бы, все держалось. И что получилось в итоге, получилось очень интересно. Компания начала создавать коллективный разум из имеющих ресурсов: как собственно оставшихся сотрудников, умеющих думать, так и из технологий – внутрикорпоративной базы знаний в форме энциклопедии, внутрикорпоративных блогов… Компания очень основательно задумалась о собственной миссии, о том, куда надо двигаться интернет-статистике вообще, о потребностях офлайновых маркетологов. В результате внутри компании вызревает два-три проекта, идеи которых не сперты на Западе. В 1999 году основатели SpyLOG скопировали основные функции американского счетчика Hitbox, вытеснили его из Рунета, создали устойчивый бизнес. Потом в SpyLOG возникла идея скопировать основные функции Overture. Сделали, создали устойчивый бизнес, правда, уже в другой компании – «Бегун». А собственно SpyLOG дальше, наверное, не пойдет по пути копирования западных успешных моделей, ведь другие отечественные счетчики уже  копируют бизнес-модель SpyLOG. Все-таки компания - почти ровесник Google и по внутреннему устройству и свободе на нее отчасти похожа. Так что, если бы каждая рунетовская компания шла своим самобытным путем, я бы затруднился сказать, что ждет Всемирную сеть :)

Интервью брала Ольга Подлесная



 



Runetka-интервью:
"Порталу "Смерть в Интернете" исполнилось четыре года"


У меня достаточно оригинальное мировоззрение, которое я ни разу не высказывал ни на более чем 430 страницах "Смерти в Интернете", ни где-либо еще. >>>



Мак-до - Путь Воина

О самом знаменитом из евангелистов Apple Computer Гае Кавасаки писали многие, но создавалось впечатление, словно люди старательно обходили главную метафору, которая являлась как первородным смыслом учения, так и внешней позой жизни этого неординарного человека >>>










 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo