Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Кому нужна История.Ру?



    Опубликована в Русском Журнале в октябре 2003 года
    Андрей Травин

"Легендарные личности Рунета, проекты, события? Для Вас это - ?
- Фикция. Нафталин. Маленькая история для маленьких людей. По-моему, нормальный человек в этих терминах о культуре думать не может".
Из интервью Романа Лейбова Правде.ру.

Примерно полсотни человек, которых можно было назвать ветеранами Рунета, оказались на трех этажах Журфака МГУ 27 сентября 2003 года. С высоты его лестниц стоящие внизу люди выглядели совсем маленькими. Однако было радостно, что хотя бы Рамблеру понадобилось эксплуатировать в этот вечер историю Рунета для того, чтобы начать сбрасывать свой отчасти стариковский и ученый имидж.

К примеру, был составлен Тор100 Рунета за последние семь лет , а неофициальная часть программы включала торт весом 100 кг. Правда, каламбур "Торт 100 / Top 100", вероятно, остался незамеченным большинством присутствовавших, чего не скажешь о торте и о том факте, что популярность ресурсов можно определять не только по данным статистики за последний месяц...

Как известно, продуктивно анализировать только протяженные отрезки истории, к примеру, историю XX века. Поэтому анализ истории Интернета времен его массовой популярности не становится задачей, на которой можно продмонстрировать глубину обобщений. Зато это настолько новейшая история, что историю Интернета простительно писать тезисно, когда одна мысль соответствует одному абзацу.

О предназначении

История Интернета не полна страданиями и войнами, и, в отличие от, скажем, истории двадцатого века, изучать ее не взывают миллионы убитых. Нет здесь и конъюнктурного или политического заказа. Историей Интернета занимаются главным образом неофиты, опасаясь, что их забудут упомянуть, переврут или просто по принципу "если не я, то кто же".

Однако более чем тридцатилетняя история всемирного Интернета - несомненно полноправная часть истории человечества (хотя невозможно считать все события, упомянутые Евгением Горным в хронологии Рунета, историческими). Между тем важно, что участвуют в истории не просто стратегии, а большие стратегии, в которых угадано предназначение.

Если предназначение угадано правильно, то можно небольшими силами изменить мир, весь большой миропорядок. Это удалось тем, кто протаранил башни торгового центра в Нью-Йорке, это удалось Тиму Бернсу Ли, когда он придумал веб. С ним вровень можно поставить Марка Эндриссена, угадавшего предназначение даже гораздо более осознанно, чем Бернс Ли... Однако после своего рождения и веб, и Интернет не развивались в рамках чьей-либо единой стратегии. Здесь можно попутно пошутить о том, что стратегия - искусство сосредоточения, а Интернет напрочь отучает сосредоточиваться и развивает синдром постоянного переключения внимания.

Движущая сила

У истории нет плана, но есть движущий порыв (господствующая идея). Каков был движущий порыв в истории Интернета? Зададим себе этот динамичный вопрос и затормозим с ответом... Поскольку законченная реализация не отвечает духу истории, то Сеть как открытая система могла порывисто куда-то двигаться. Но ведь могла и не развиваться? А вот и нет - даже без учета развития всякого хай-тека. Потому что Интернет совместил извечную тягу человека укрыться в маленьком мире с понятным устройством, обозримым пространством и близкими по духу соседями, добавив для полного счастья возможность расширения этого мира посредством одного клика.

Интернет - феномен людей, выламывающихся из общего безумия мира, строящего ограды. То есть феномен всеобщий, не связанный только с конкретными культурами, странами и временами.

Если вам мало такого обозначения движущей силы Интернета, то пусть другие скажут лучше. Но только чур не использовать ущербные щербатые слова! А вот никто вроде еще не ставил себе задачи рассказать о том, как материлизовывался в виде Интернета "американский мираж", ранее известный росcиянам только по американским фильмам.

Атакующий Интернет

Любой человек, изучавший боевые искусства, знает, что атакующий раскрывается и становится особенно уязвим. Самозабвенно-атакующий Интернет девяностых годов оказался уязвим не только для "осиных" уколов журналистов-невежд, создававших ему криминальный и порнографический имиджи, но для нешуточных ударов судьбы, в виде падений Насдака, убиения Напстера и т.д. (подробности трагедии смотрите в сериале "Конец прекрасной эпохи").

118-ый псалом

Лучшая, на мой взгляд, строчка из 118-го псалма "благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам твоим" была эпиграфом к стихотворению какого-то из поэтов, прошедших сталинские лагеря. А, ну конечно, это строчка была у Солодовникова. Но подошла бы и Шаламову... А нынешним поэтам? А, скажем, тем, кто отработал в Рунете последние лет семь? То-то. Вот, оказывается, как еще можно вырулить к сравнению реала и виртуальности.

Представляться же страдальцами от того, что вокруг нет недостатка в желающих объявить свой проект первым в Рунете, не стоит. Главным образом, так врут пиары, которые наугад ставят в пресс-релиз слово "первый", совершенно также легкомысленно как и слово "лучший". То есть фактически и не врут, а допускают неточности.
А ошибаются журналисты - зачастую совсем чуть-чуть. А может даже и не совсем ошибаются, а нас память подводит? Скажем, журнал Fakeл N 3/2002 содержит утверждение о том, что первым веб-обозревателем был Носик. Но главный поворот темы в другом: даже если найдутся обозрения, которые стартовали раньше, чем авторский блог Ивана Паравозова, то историю Рунета задним числом уже не перепишешь - вероятно, все дело в общественном резонансе.

Кому нужна история Рунета?

Правда, кому? Самим историкам?
Вот теоретики постмодерна получили славы по заслугам - какой культурный человек не знает Бодрияра или Курицына? Историки Рунета вряд ли получат даже половину такого признания.

История нужна бизнесменам? Редко, а точнее очень редко. Год назад автор заметки предложил Тимофею Бокареву отпраздновать пятилетие его агентства Promo.ru, у которого на сайте указано, что оно - первое агентство интернет-рекламы в Рунете. Идея не встретила энтузиазма, больше того недавно из названия агентства исчезло .Ру (компания перерегистрирована как Promo Interactive), а с 2004 года планируется использовать вместо "агентства Интернет-рекламы" самоназвание "агентство инновационного маркетинга". Какая уж там история? Вперед, в будущее, и не Интернетом единым. А начинали... да действительно начинали еще в те времена, когда иметь мобильник было круто...

В 2000 году, когда в Сеть пришло сразу очень много нового народу, я стал снабжать каждую свою статью историческим очерком по теме. Но вообще такое служение исторической правде делает тяжеловесным почти любого автора. Сегодня - я тезисно. А объемно - уже на сайте NetHistory.ru.

Хозяину и идеологу этого проекта Дмитрию Иванову я и предоставлю право ответить на вопрос, поставленный в названии этой главы:

"Сетевая жизнь быстротечна - о вчерашних лидерах рынка сегодня может никто не вспомнить. Мой проект NetHistory.ru не столько для них, желающих "попасть в историю";) , сколько для сегодняшних студентов - завтрашних историков. Им не позавидуешь, так как информации об истории сети в самой сети, как ни странно, весьма немного. NetHistory.ru можно рассматривать как попытку "остановить время", хотя бы частично зафиксировать те события, которые кому-то дороги и на что-то повлияли. Безусловно, это пока не написание истории, а лишь складирование данных. Что касается моих личных мотивов, то мне хотелось сделать "медленный и консервативный" проект - в противовес иным "быстрым и прогрессивным", в создании которых я принимал участие".



 



Русский Интернет: родом из детства

Бытует некоторое расхожее мнение о том, Россия имеет женский характер. Впрочем, не менее расхожее утверждение заключается в том, что у России детская душа. Этой статье я нарочито отказываю в оригинальности. Данные строки написаны лишь с целью показать, что Русский Интернет - яркое подтверждение второй из названных версий, то есть своего рода сплошная Детсеть, отражающая естественное состояние русской детской души. >>>

Неправильное гадание на киберкофейной гуще

Когда первые поселенцы обосновались в пространстве под названием WWW, они построили библиотеки, кафе, кладбища и магазины. Именно в таком порядке - мы помним. Об электронных библиотеках и магазинах тогда писали даже журналисты, не имеющие выхода в Интернет, поэтому я стал писать об Интернет-кафе и электронных погостах.>>>

Эффект присутствия

Фраза "бесплатных завтраков не бывает" превратилась в самую длинную аббревиатуру американского сетевого жаргона - TANSTAAFL*. Однако мы знаем, что менее всего она применима по отношению к собственно сетевым реалиям, в которых легко можно найти бесплатную духовную пищу, виртуальный дом и т.д. >>>

Особенности национальных счетчиков

Многообразие национальных сетевых счетчиков - особенность русского Интернета, которая нигде в Европе не наблюдается столь же выпукло>>>

Три поисковика Рунета, не считая Google

Найденные поисковой машиной документы относятся к одной из двух категорий: одни соответствуют запросу (релевантны), другие ему не соответствуют, то есть нерелевантны... На этом простом механизме в настоящее время строится перспективный бизнес. Сами поисковые машины тоже относятся к одной из двух категорий: одни технологически эффективны, другие наоборот. Однако, современные поисковики настолько сложные системы, что уже не могут быть описаны в кооординатах "хорошо-плохо". >>>

Прикольная net-культура, или Молчание гусар

Зачем тащить в новое тысячелетие какие-то сайты с играми толкиенистов, буриме, народным романом и прочими разносолами, когда надо довести до абсолюта (или до портала, что почти одно и тоже) идею народно-развлекательного куличкинского журнала "Прикол", да так, чтобы уже никто и не вспоминал о дилетантах-первопроходцах. >>>

Runetka-интервью:
"Порталу "Смерть в Интернете" исполнилось четыре года"


У меня достаточно оригинальное мировоззрение, которое я ни разу не высказывал ни на страницах "Смерти в Интернете", ни где-либо еще. >>>












 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo