Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Знак смерти на "морде" сайта



    Опубликована в Рунет.ру в августе 2002 года
    Андрей Травин

Любой журналист или эксперт согласится, что нет ничего легче, чем писать о смерти конкретных проектов. Постфактум всегда находятся крепкие задним умом оценки и версии происходившего, а металлический привкус смерти автоматически избавляет статьи от чрезмерной слащавости, столь типичной в профессиональной прессе. К примеру, из всех статей автора этой заметки легче всего написался текст "Памяти Netscape" - на смерть одного из самых главных интернет-проектов в мировой истории (тогда только неимоверным усилием воли я заставил себя не выходить за пределы 16 тыс. знаков).

С оценками причин вымирания доткомов в домене .RU было не так все просто, но и тут эксперты обычно тоже не вымучивают слова. В какой-то момент даже произошла инфляция слов, как в жанре заметок о том, как можно заработать на интернет-проектах (скажем, в конце 1999 года такая небедная организация как "Гута-банк", покупала для сайта конкурса "Инвестиционная инициатива" заметки о способах построения успешного бизнеса в Рунете по бросовой цене в 10 долларов), так и в жанре развенчания "мыльного пузыря" интернет-бизнеса (когда тексты на эту избитую тему уже не брали в обычную прессу, их можно было на безгонорарной основе опубликовать на РИКНе). Не претендуя на всеохватность проблемы в данной колонке, все-таки хочется сделать отдельный "ликбезный" абзац о бытующем выражении "кризис интернет-бизнеса".

Как известно, и в медицине, и менеджменте значение слова "кризис" - "перелом", то есть момент перехода от плохой ситуации к еще худшей. И лишь анонимным флеймерам простительно писать в веб-форумах, что Рунет находится в глубоком кризисе с 2000 года по настоящее время. Эксперту пристало говорить о том, что русский интернет-бизнес пребывает в некоторой затяжной депрессии - хотя и это не совсем верно (см. последний абзац). Что касается кризиса, то Рунет кратковременно переживал его дважды - в августе 1998 года со всей Россией и в октябре-ноябре 2000 года - со всем цивилизованным миром. Последние два года мы имеем посткризисную ситуацию, которая действительно, если не характеризуется, то выражается в закрытии большого числа интернет-сайтов. В том числе большого числа больших интернет-сайтов.

Дабы окончательно сузить поле обсуждения, я оставляю за рамками обсуждения всяческие зависимости материального положения рунетовских компаний от состояния американского интернет-рынка. Конечно, Порт.ру и Нетбридж явственно ощутили такую связь еще в конце 2000 года, но по факту влияния уровня Насдака на положение компаний в российской IT-индустрии специалисты самого высокого уровня до сих пор не пришли к единому мнению. Ну и заведомо затратные модели также не стоят одного абзаца.

Итак, центральной мыслью этой заметки я полагаю утверждение о том, что залогом выживания интернет-проекта в первую очередь является верный выбор слабо-конкурентной или вообще свободной ниши в Рунете, имеющей коммерческую перспективу. Это верно, во-первых, для чисто контентных проектов. Скажем, в риэлтерском бизнесе за счет того, что большинство сайтов этой тематики построены неудачно, мало обогащают и упорядочивают даже имеющую информацию, до сих пор можно считать перспективными ниши как новых сайтов с базами данных, так и профессионального издания, который обслуживал бы на платной основе информационные потребности деятелей этого рынка. Во-вторых, это верно, и для провайдерского бизнеса, который явил не меньшее, чем у контентщиков, примеров закрытие проектов - и в нише интернет-кафе (где из-за слабой коммерческой перспективы, неправильных маркетинговых моделей закрылось уйма заведений по России, в том числе все московские интернет-кафе 1996-99 годов), и в нише доступа в Интернет по телефонным линиям, где из-за работы на границе рентабельности, ограниченности спроса и конкуренции разорились ряд мелких провайдеров. Тогда как создание профессиональных домашних сетей в Москве будет являться надежным бизнесом еще год-другой.

Образным же выражением центральной мысли статьи (далеко не оригинальной) является утверждение, что, уже взглянув на начальную страницу проекта ("морду", если использовать профессиональный жаргон) и соотнеся его с рыночной ситуацией, можно во многих случаях предсказать его выживаемость. Похожее говорил о знаке близкой смерти на лице один из персонажей-фаталистов в "Герое нашего времени", хотя о том  же самом эффекте упоминают не только литературные герои девятнадцатого века, но и реальные участники последней чеченской войны.

В тех же случаях, когда для выводов все-таки требуются точные расчеты и не приблизительные данные о расходной части проекта, "знак смерти" эксперт может уловить на самой ранней стадии (иногда в день открытия сайта). Так, еще в конце 2000 года можно было предсказать исчезновения из Рунета интернет-магазина Boomerang.ru, потому что согласно проведенным тогда расчетам в рамках заданной бизнес-модели проекта, он мог прибыльно существовать лишь в рамках десятикратных по сравнению с реальными посещаемостью и количеством покупателей. Поэтому последующий год его жизни был своеобразным поиском статей экономии - со знаком смерти на "морде".

В этой связи хочется сказать и такую парадоксальную фразу, что наибольшую живучесть в Рунете оказывают сайты, созданные в бизнес-модели, в которой при бесплатности доступа для посетителей им напрямую платят рекламодатели за размещение информации (модель Price.ru) и сравнительно небольшие по офлайновым понятия агентства интернет-рекламы, живущие за счет доли рекламных бюджетов, используемых главным образом для размещения рекламы на самых крупных и посещаемых сайтах Рунета. Сетевые рекламные агентства состоят за исключением бухгалтера только из сотрудников, зарабатывающих для компании деньги (хотя может быть я напрасно исключаю из их числа и бухгалтера). По утверждению Тимофея Бокарева месячной давности, больше всего денег на рынке интернет-рекламы в Рунете зарабатывает Promo.ru.

Эти данные, которые у автора заметки нет возможности проверить, косвенно подтверждает наибольший штатный состав Promo.ru среди подобных компаний (30 человек), хотя при этом "Промо" не является ведущим в Рунете по числу "опорных" рекламных площадок. Однако для обсуждаемой темы важно, что и остальные агентства сетевой рекламы чувствуют себя прибыльно. Так что можно сказать, что смерти интернет-агентств, их неожиданные выживания ("Манифест") или промежуточные состояния (Двасолнца) обусловлены частными причинами, не связанными с тенденциями всего интернет-бизнеса.

Даже агентство Project Marketing, которое, кажется, ни разу не упоминалось в сетевых новостях в XXI веке, неплохо себя чувствует. Как заявил Рунет.ру Кирилл Готовцев: "Я хороший создатель компаний, до сих пор ни одна из созданных мной контор не умерла, несмотря на мое неучастие в ее дальнейшей судьбе. Я не могу раскрывать цифр, но прошлый год был вполне для нее удачен, да и этот ничего. Другое дело, что сейчас они практически не делают ничего принципиально нового, но собственно для бизнеса это совсем не обязательно".

После завершения РИФа-2002 тема выбора перспективных и надежных ниш интернет-бизнеса стала разрабатываться почти исключительно бумажными журналами, которые читает та самая аудитория, которая еще интересуется вопросом вложения средств в русскую Сеть. Лучшая статья месяца на эту тему была в журнале "Деньги" (N 30), где бизнесмены с имиджем трезвых управленцев (к примеру, руководители eHouse) пришли к выводу, что объем интернет-бизнеса в 2001 году вырос и оказался рекордным, а также к выводу, что надо уметь вести дела. А в апрельском номере журнала "Мужской взгляд" автор этой заметки на нескольких страницах прилежно перечисляет ниши интернет-бизнеса, в которые еще можно вкладывать деньги в России. Данный журнал достать уже слишком проблематично, но, надеюсь, искушенная сетевая публика и сама неплохо разбирается в этом вопросе.



 



Памяти Netscape

В отсутствие других капитанских фигур масштаба Фернана Магеллана мне представляется достойным решением поставить с ним вровень Марка Эндриссена, который создал первый надежный и быстроходный корабль, пригодный к плаванию по Интернету, реально совершил свой подвиг и при этом не сломал себе шею, вернулся назад. >>>

Отечественные Интернет-счетчики

Было проведено экспресс-исследование отечественных счетчиков >>>

Три поисковика Рунета, не считая Google

Найденные поисковой машиной документы относятся к одной из двух категорий: одни соответствуют запросу (релевантны), другие ему не соответствуют, то есть нерелевантны... На этом простом механизме в настоящее время строится перспективный бизнес. Сами поисковые машины тоже относятся к одной из двух категорий: одни технологически эффективны, другие наоборот. Однако, современные поисковики настолько сложные системы, что уже не могут быть описаны в кооординатах "хорошо-плохо". >>>
















 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo