Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Особенности национальных счетчиков II



    Опубликовано в "Рунет.ру" в августе 2002 года.

21 августа 2002 года под эгидой агентства интернет-рекламы Promo.ru стартовало исследование счетчиков, которое проводит автор этой заметки. Эпохальность данного события заключается в том, что последнее публичное независимое исследование счетчиков Рунета было осуществлено гендиректором Promo.ru Тимофеем Бокаревым более трех лет назад (его результаты публиковались в журнале Internet за апрель 1999 года). Немало времени прошло и после публикации в январе 2001 года последнего исследовательского описания систем статистики в Рунете - "Особенности национальных счетчиков" (оно было выполнено мной, и  поэтому я позволил себе дать "продолженное" название нынешней заметке).

Потребность в новом исследовании существует не только у интернет-рынка, но у самих владельцев систем статистики. Дело в том, что после ухода из этой сферы Count.ru, 1000 Stars, Aport Top1000, стагнации One.ru, который, на первый взгляд, застыл на уровне двухтысячного года (и даже не обновил рейтинг охвата счетчиков, сделанный в те годы) и появления HolLog и Rax, новая ситуация в этой сфере никем публично не зафиксирована. Этот факт охотно подтвердил мне Герман Клименко, однако отказался предоставить в качестве испытательного полигона какой-либо из ресурсов Ракса, сославшись на принцип неразмещения там любых других счетчиков, кроме собственного. Кстати, особенности нового расклада на рынке интернет-статистики стали особенно интересны после того, как автор TopList (ныне Рейтинг@Mail.ru) программист Максим Зотов написал новый счетчик TopRax, оставив без развития свою прежнюю разработку.

Несмотря на то, что для поддержания имиджа "Promo.ru - носитель экспертизы" инициатором исследования 2002 года выступил все тот же Тимофей Бокарев, повторять методику его исследования 1999 года я посчитал нецелесообразным. Тогда на специальной странице сервера Promo.ru были на неделю размещены коды пяти российских и двух американских счетчиков, результаты которых проверялись по логам сервера, а недельную посещаемость в три тысячи хитов обеспечили пустой странице три крупных рекламных спонсора.

В методике этого года, во-первых, тестировались только национальные счетчики, потому что в новом веке Hitbox и тому подобные американские счетчики почти перестали использоваться в Рунете (за исключением вебмастеров порносайтов, которым русский серфер малоинтересен). Во-вторых, коды изучаемых систем устанавливались на обычный посещаемый сайт. Вице-президент Mail.ru Татьяна Желонкина любезно согласилась разместить тестовый набор кодов на любой выбранной странице группы ресурсов, выступающих под этим брэндом, но только не на начальных страницах. Выбор пал на каталог аукциона Молоток.ру. В-третьх, было интересно сравнить данные счетчиков со статистикой баннерных движков.

Были использованы самые современные системы управления рекламой - adRiver и Крутилка.ру (включая Krutilka.Ru Action Analyzer). Надо отметить, что коды, генерирующие прозрачные баннеры 1x1, были сформированы специально для данного исследования (благодарности соответственно Роману Филиппову и Борису Омельницкому) и помещены в самое начало тестовой страницы. В таком варианте "хиты" - количество просмотров (загрузок) страниц, которое считают все счетчики, - начали соответствовать "показам", которые считают все баннерные движки. Другое дело, что каждый счетчик еще отфильтровывает данные в меру своей капризности, заложенной разработчиками. Поэтому данные баннерные движков ни один из них не превзошел (вот для иллюстрации количество хитов, зафиксированных 26 августа: AdRiver - 2515 и Krutilka - 2388, тогда как, скажем, HotLog - 2314 и TopRax - 2167).

По поводу участников тестирования большого разброса мнений и окончательного выбора быть не могло. Тем  не менее, они перечислены ниже в порядке старшинства (то есть от самых старых - к самым молодым).

Счетчик-рейтинг Rambler's Top100, в котором сравнение ресурсов ведется по числу уникальных IP-адресов (за вычетом публичных proxy-серверов) - показателю, который наиболее трудно подделать. Может быть использован как система статистики, но основные его применения генератор трафика и каталог.

Рейтинг@mail.ru, привычный и любимый, уже был установлен на тестовой странице.

Сервис SpyLOG, само название - "профессиональный статистический сервис", по сути - счетчик-трекер. Мной была установлена "Кроха".

KMindex - счетчик, который с рождения замалчивают, если не сказать игнорируют в Рунете. Между тем, это первый счетчик, маркетингово-продуманный еще на этапе технического задания. Первый счетчик, который стал давать удобные отдельные отчеты по реферам из поисковых машин, из каталогов, из служб бесплатной электронной почты и т.д. (сейчас, подобные отчеты уже есть, скажем, в TopRax). Но результаты, которые он дает, ни на что не похожи - ни на Рейтинг@Mail.ru, ни на данные логов, ни на значения рамблеровского счетчика. Впрочем, по минимальности значений они приближаются, скорее, к последнему варианту. Однако, если по остроумному замечанию А. Экслера, Rambler's Top100 считает всех в "попугаях" и главное, чтобы он всех считал в одинаковых "попугаях", то при этом всему интернет-рынку известно на основании каких основных правил Рамблером не засчитываются хосты. А вот по какой методике отсеиваются "подозрительные" реферы в KMindex - неизвестно...

Система статистики HotLog, вышедшая на рынок 10 октября 2001 года и с места в карьер объявившая себя конкурентом SpyLOG в заявлениях представителей петербургской компании ANK. Совсем недавно, 19 августа в HolLog был зарегистрирован пятидесятитысячный сайт. Напомню, что SpyLOG и TopList вышли на этот уровень летом 2000 года, как раз почти на такой отметке обойдя по числу участвующих сайтов Rambler's Top100. Так что новичок еще фактически остается новичком, но весьма крепким. Тем более, что теперь в "новеньких" ходит TopRax, который был, конечно, также установлен, причем с интересом, как же без него.

Таким образом, среди действующих счетчиков с заметным числом участников в тест не включен только Mafia's Top100. Но это решение оставляю без комментариев. Если хотите, можете считать, что мне не понравилось его название.

Сбор данных тестирования счетчиков завершится только в ночь со среды на четверг, когда соответствующая "Тема дня" будет уже опубликована. Но можно отметить несколько особенностей в качестве предварительных итогов. Больше всех хитов насчитал adRiver, ушедший "вперед" с первых дней испытания. Отличия в количестве посетителей между счетчиками не такие большие, как мной ожидалось, и зачастую укладываются в 10%. Такое преимущество как надежность сейчас не выделяет один счетчик перед другим: все так или иначе решили эту проблему, в отчетный период считали практически постоянно и не падали (даже 21 августа, когда у других участников, как мне известно, были претензии к HotLog). Дополнительный бонус оказался в том, что можно сравнить географические отчеты счетчиков с аналогичными данными баннерных движков.

Описываемое исследование предполагало, что интересно и полезно сравнивать данные, полученные по разным методикам. Оно было начато, следуя совету Наполеона "надо сначала ввязаться в бой, а там видно будет", потому что изначально хотелось повторить и уточнить исследование (вооружившись опытом предыдущих) на какой-либо другой площадке. Столь подробное описание методики в этой статье было сделано в ожидании предложений по месту проведения опытов и советов по методике будущих работ. Желание повторить опыты связано также с недостаточной посещаемостью каталога Молотка.ру - для головной страницы этого ресурса ежедневная посещаемость в 5000 человек является вполне заурядной, однако вторая страница сервера, на которой были установлены счетчики, не всегда добирала даже до 1000 уникальных пользователей. И, наконец, большие отличия в данных баннерных движков и счетчиков побуждает к проведения повторного исследования, в котором бы дополнительно участвовали, например,
Баннербанк и Ротабаннер.

Отчеты об испытаниях счетчиков планируется опубликовать в журналах "Мир Internet" и "ПЛ-Компьютеры" приблизительно через три месяца.



 


Особенности национальных счетчиков

TopList, Rambler Top100, Aport Top1000... Если смотреть только на названия, то ставки растут. Какова же на сегодня стоимость счетчиков русского Интернета? >>>

Отечественные интернет-счетчики

Было проведено экспресс-исследование счетчиков. Именно эти данные, несмотря на их неполноту, использованы в качестве иллюстративного материала >>>

Счетчик SpyLOG переоделся под Google

SpyLOG предложила более современный код своего интернет-счетчика. Он разработан по моде, которая была задана осенью 2005 года Google Analytics. Тогда был представлен его код, который вместо привычного развесистого кода, чаще всего использовавшегося в Рунете, содержал только вызов www.google-analytics.com/urchin.js. А основная часть скрипта хранится на сервере Google >>>










 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo