Главная
    Русские интернет-кафе
    Смерть в Интернете
    Находки
    Мои книги
    Статьи, Обзоры, Стихи
    Реальная жизнь



    Блогу - блогово



    Опубликовано в журнале «Советник» в феврале 2006 года
    Андрей Травин

Об эффективности и перспективности применения блогов в качестве рекламных и PR-инструментов в российских условиях размышляет аналитик компании SpyLOG Андрей ТРАВИН.

Практики Рунета обычно под словом «блог» подразумевают две категории сетевых ресурсов. Во-первых, сайты, основанные на внешнем контенте, где главный продукт – ссылка и комментарии к ней. Во-вторых, частные сетевые дневники, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке.

 В первом случае можно говорить о некоем «паразите» Интернета, поскольку такие сайты не производят собственного контента. Здесь просто аккумулируются ссылки на внешние источники, отличающиеся друг от друга лишь тематической направленностью и эмоциональностью комментариев. Во втором – это, как правило, дневники так называемых "инсайдеров": журналистов, имеющих по роду своей деятельности доступ к определенного рода данным. Часто информация здесь появляется раньше, чем в самых оперативных СМИ.

Если говорить о тематике, то в Рунете преобладают три направления: развлечения, высокие технологии и "обо всем понемногу". Если первые два чаще всего являются продуктом коллективного творчества, то последние обычно ведет одна персона, исходя из собственных интересов.

Некоторые перетаскивают к себе все найденное в Сети. Иногда это противоречит принципам авторского права, но чаще все-таки присутствует ссылка на первоисточник. Есть и такие блоги, где весь контент внешний. Размещая у себя чужие материалы, преимущественно графические, авторы "тянут" его с сервера источника, облегчая нагрузки на собственный сайт. Правда, история уже знает немало случаев, когда подобных "умельцев" наказывали за наглость простой подменой картинки на сервере. В итоге взорам посетителей представали совсем не те иллюстрации, на которые рассчитывал автор, а издевательские, высмеивающие такого незадачливого блогера.

Время считать деньги?..

Баннерная реклама продается в блогах на удивление вяло. Возможно, из-за того, что среди них мало узкоспециализированных. Последние можно буквально пересчитать по пальцам:  photoblog.ru, autoblog.ru, medblog.ru. Положим, для каждого из них найдется свой рекламодатель, но куда обращаться, например, продавцам рыбацкого снаряжения? Кроме того, на эффективность рекламы влияет еще и высокий уровень "баннерной слепоты": пользователи "видят" тексты, а коммерческие картинки попросту игнорируют. По этой причине баннеропоказы на сайтах продают по относительно низкой цене. К примеру, блог с суточной аудиторией в 40 тыс. человек предлагает место 468х60 на хорошей позиции всего за 300 у.е. в месяц.

Доход возможен не только от баннерной рекламы, но и текстовой. Одни из первых подобных дневников "Паравозов-News" и "Вечерний Интернет" Антона Носика продает именно такую услугу как и веб-обозрение. Мой первый блог "Находки", а также последующий "РИФма" - тоже не исключение.

Однако здесь есть своя тонкость. Активно пропагандируя товары, автор рискует вызвать неудовольствие публики: ведь она «пришла не за этим». Прямое продвижение услуги или продукта эффективно лишь в случае, если те имеют отношение к заявленной теме. Если говорить о развлекательных блогах, то интернет-казино – распространенный (читай: не жадный) рекламодатель здесь.

Еще один вид текстовой рекламы – апелляция к лидерам мнений. Скажем, публикация в дневнике Марата Гельмана порой имеет больший эффект, чем заметка в центральной прессе. Политика и СМИ в данном контексте – наиболее востребованные темы. Попробуем пофантазировать: если бы существовал блог, который бы читали только 8 человек – главы стран "Большой восьмерки" – рекламодатели с миллионными бюджетами выстраивались бы в очередь...

Вирус, обожаемый рекламодателем

Текстовое размещение позволяет говорить еще об одном способе использования блогов – как инструмента "вирусного" маркетинга. (Под последним мы подразумеваем скоростное и постоянное распространение информации рекламодателя).

Здесь имеет смысл дать слово специалисту по интернет-маркетингу, директору московского офиса компании "Интернест", Кириллу Готовцеву.

– Кирилл, можно ли рассматривать сегодня блоги Рунета как эффективный рекламный и/или PR-инструмент?

– Если не сегодня, то завтра они таковыми станут. Но есть одно существенное "но", которое называется "рекламодатель". По опыту знаю, что он испытывает большие психологические сложности, когда размещается не на отдельной подконтрольной ему площадке, а на нескольких. Аргументы про качество аудитории и низкую стоимость он не очень принимает. Поэтому блоги станут эффективным инструментом лишь после того, как специалисты начнут рассказывать о методиках работы с ними. И если мы начинаем такой рассказ прямо сейчас – соответственно, это, вероятнее всего, произойдет через год.

– Существует стереотип, что в крупных блогах наблюдается засилье порно и вареза (краденого программного обеспечения. – Ред.), в результате чего встает вопрос о специфике целевых аудиторий. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

– В русскоязычном секторе LiveJournal количество сообществ соответствующего профиля можно сосчитать на пальцах. Пишущих в подобной манере авторов – от силы сотня, из них популярны – 3–4. Все остальные сетевые дневники – совершенно не из этой, что называется, оперы.

– Могут ли блоги зарабатывать уже сегодня?

– Нет. Сегодня вменяемых сервисов, позволяющих комфортно зарабатывать на блогинге, в Рунете не существует. Если все пойдет хорошо, вскоре мы попробуем запустить один такой инструмент. Но пока говорить об этом рано.

– Остается использовать их аудиторию только для "вирусного" маркетинга?

– Блог – это некий катализатор "вирусного" маркетинга. Но тут есть один важный момент: чтобы механизм работал, продукт должен быть пригоден к "вирусному" распространению. Например, удовлетворять ажиотажный спрос или быть оригинальным.

Первые признаки инфекции

В Рунете до последнего времени не было инструментов, которые бы объединяли интересы рекламодателей и возможности блогов. Сотрудничество чаще всего сводилось к прямому контакту с отдельными сетевыми авторами, у каждого из которых свой прайс-лист. На Западе процесс взаимодействия максимально автоматизирован. В качестве примера можно назвать сервис www.blogads.com, в рамках которого рекламодатель сам может выбрать площадки для размещения.

Не так давно в Рунете появился похожий сервис – ADlog (www.adlog.ru). Его основателем выступили авторы одного из наиболее популярных ресурсов русскоязычной части сети – www.fishki.net. На момент написания статьи проект объединял 18 блогов с суммарной суточной аудиторией в 210 тыс. человек. Создатели ADlog делают акцент на удовлетворении интересов всех участников процесса. Одним из первых клиентов сервиса стал проект MoscowRamble (www.moscowramble.ru) – виртуальный гид по Москве. После анонсирования этого сайта на ADlog о нем было снято два телевизионных сюжета и опубликовано несколько статей в центральной прессе.

Бесспорно то, что сегодня блоги стали неотъемлемой частью Рунета. Они развиваются, пожалуй, быстрее ресурсов других типов. Следовательно, не сегодня-завтра перейдут в массированное наступление на рекламный рынок. И не считаться с этим явлением уже будет нельзя.



 



Runetka-интервью:
"Порталу "Смерть в Интернете" исполнилось четыре года"


У меня достаточно оригинальное мировоззрение, которое я ни разу не высказывал ни на более чем 430 страницах "Смерти в Интернете", ни где-либо еще. >>>



Мак-до - Путь Воина

О самом знаменитом из евангелистов Apple Computer Гае Кавасаки писали многие, но создавалось впечатление, словно люди старательно обходили главную метафору, которая являлась как первородным смыслом учения, так и внешней позой жизни этого неординарного человека >>>










 
 Copyright © 1997–2006 - Andrey Travin                                                                                                     Design 2003 - Leeloo